издательство П.П. Сойкина

Источник

Жезл

Жезл – символ духовной власти и силы (Мих.7:14) и (1Кор.4:21). Древнейшие христианские изображения Спасителя представляют его под видом Доброго Пастыря с жезлом в руке. Точно также изображаются с жезлами апостолы Петр и Павел. В виду преемственной духовной власти жезл от этих апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа являлся символическим уподоблением его пастырю духовного стада, обязанному заботиться о целости и сохранности его. В частности, же он указывал на право епископа судить и решать. Исторические сведения, дошедшие до нас, указывают на то, что на западе жезл, как символ еп. власти, был в более раннем употреблении, чем на востоке. Так, письмо папы Целестина к епископам Галлии (V в.) подтверждает употребление жезла в то время в западной церкви. О применении жезла в восточной церкви первое указание встречается в несторианском чине епископского рукоположения (VI–IX века). В начале форма жезла была в виде пастушеского посоха, с загнутым вниз верхним концом. Затем, чтобы отличить жезл патриарха от жезлов епископа и игумена, первый стали делать двурогим, в виде якоря. Жезлы этой формы употреблялись как в древнегреческой, так и в древнерусской церквах. Таков, напр., посох, подаренный Михаилом Феодоровичем в смоленский Успенский собор. С XVI века на востоке и с XVII века в России входит в употребление жезл, верхний конец которого имел не форму якоря, а форму двух змий, обращенных друг к другу, чем наглядно выражалась мысль о мудрости архипастырского правления. Епископский жезл в отличие жезла архимандрита на всем своем протяжении имел яблоки или шипы. Особенность жезла русской церкви, состоит в том, что он снабжен так наз., сулком, которого нет в жезле греческой церкви. Сулок представляет собою два небольших, вложенных один в другой, платков, которые стягиваются шнуром у самой поперечины жезла. Сулок введен в русской церкви, вероятно, в силу климатических условий. Во время сильных морозов при крестных ходах представляется невозможным держать железный жезл незащищенной рукой. Поэтому верхний платок сулка предназначен защищать руку от наружного холода, а внутренний – от прикосновения к холодному металлу. Право ношения жезлов кроме епископов предоставляется еще архимандритам и игуменам. В настоящее время жезл игумена представляет собою обыкнов. палку из черного дерева, с небольшой поперечной перекладиной наверху. Что касается жезла архимандрита, то в настоящее время он ничем не отличается от жезла епископа. Уже в середине XVIII в. он отличался от последнего только количеством яблок, а к началу XIX ст. исчезло и это различие. В древнее время в греческой церкви право вручения жезла было предоставлено императору. Этот же обычай был заимствован оттуда и в Россию: русские цари вручали жезл сперва митрополитам, а с введением патриаршества – патриархам, а эти последние епископам. С 1725 г. св. Синод возложил обязанность вручения посоха на первенствующего при хиротонии епископа, при чем само вручение происходит после литургии на архиерейской кафедре, посредине храма.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle