издательство П.П. Сойкина

Источник

Агафон

Агафон, преп., подвижник египетский IV в. Память 8 января.

Агафон, св. муч., из числа 37, пострадавших в Египте. Память 18 января.

Агафон св. Память 22 января.

Агафон – имя нескольких святых:

1) заклинатель, муч., пострадавший в Александрии. Память 14 февраля.

2) муч., сын св. мученицы Рафики, пострадал в Эфиопии. Память 4 сентября.

3) муч., пострадавшей в Александрии. Память 26 июня.

4) муч., пострадавший в Александрии. Память 9 февраля.

5) муч., воин, пострадавший в Александрии. Память 7 декабря.

6) преп., столпник, 50 лет подвизавшийся на столпе в обители св. Макария в Нитрийской пустыне. Память 11 сентября.

7) – или               Агафос, св. муч., славянин пострадавший в Адрианополе в 304 г. Память 10 августа.

8) преп., пустынник египетский, подвизавшийся во 2-й полов. IV в. и предувидевший за три дня свою кончину. Некоторые отождествляют сего преподобного с воспоминаемым 8 янв. Память 2 марта и в субботу сырную.

9) преп., авва Синайский, пресвитер; родом армянин, подвизался в VI в. Память 4 июня.

10) св., патриарх Александрийский, занимавший патриаршую кафедру с 678 г. по 685 г. Память 13 октября.

11) папа Римский (с 678 г.), до вступления на кафедру римского первосвященника долгое время подвизавшийся в греческом монастыре в Сицилии. На VI вселенском соборе А. обличал монофелитскую ересь. От него сохранилось несколько писем. Память 20 февраля.

12) преп. Печерский, подвизавшийся в XIV в. и обладавший даром прозорливства. Мощи его покоятся в дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской Лавры. Память 20 февр. и в соборе Печерских угодников, почивающих в дальних пещерах, 28 августа.

Агафон, новгородский священник XVI в., известный как составитель Пасхалии на 8-ю тысячу лет (от сотворения Mиpa). В 1539 г. по поручению и благословению архиеп. Новгородского Макария, он составил сборник под заглавием «Великий Миротворный Круг», в который и вошла его Пасхалия. Потребность в составлении таблиц, определяющих время празднования Пасхи и других праздников, на 8-е тысячелетие явилась еще в XV в., так как в русских богослужебных книгах имелись такие таблицы кончая только 7-й тысячей лет. Это обстоятельство, между прочим, содействовало распространению в народе ожиданий, по истеченмм 7-й тысячи, кончины Mиpa, чем весьма пользовались для своих целей появившиеся тогда еретики жидовствующие. В виду сего, Московский собор 1491 г. постановил продолжать Пасхалии на 8-ю тысячу лет. Первоначально на 20 лет пасхальные таблицы были составлены митрополитом всея Руси Зосимой; затем, по его поручению, архиеп. Новгородский Геннадий составил в 1492 г. такие таблицы на 70 лет; Пасхалия же Агафона, составленная по образцу таблиц Геннадия, обнимает 532 года 8-й тысячи. В состав «Великого Миротворного Круга», подлинник коего хранится в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры, вошли: 1) Пасхалия в 58 таблицах, с подробным объяснением, как производить вычисление; 2) Таблицы Геннадия, с опровержением напрасного ожидания конца Mиpa; 3) Три слова преп. Иосифа Волоцкого против утверждений жидовствующих о скорой кончине Mиpa; 4) Таблица для определения новолуния и 5) Задачи искусившемуся в знании Пасхалии. Книга А. легла в основу и позднейших руководств по Пасхалии.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle