Деяния св. Апостолов
Деяния св. Апостолов. Книга Деяний Апостольских начинается следующим предисловием: «первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся» (1:1–2). Из этого предисловия открывается, что 1) книга Деяний составляет вторую часть труда одного и того же писателя, что 2) она первоначально назначается для того же читателя, для которого была назначена и первая часть его труда, именно для некоего Феофила, и что 3) эта последняя обнимает собою историю И. Христа и именно от начала ее и до вознесения Господа. Таким образом из указания самой книги Деяний Апостольских очевидно, что писатель ее есть писатель третьего канонического Евангелия, т. е., апостол и евангелист Лука, спутник и сотрудник ап. Павла; ибо Евангелие именно от Луки написано для Феофила и именно оно заключает в себе полнейшее изображение, сравнительно с другими евангелистами, евангельской истории: согласно с высказанным в предисловии намерением описывать события «по тщательном исследовании всего сначала» (1:3), ев. Лука один из всех евангелистов начинает повествовать с событий архангельского благовестия о рождении Иоанна Крестителя и Господа (1:5 и д.) и оканчивает свою книгу кратким сказанием о вознесении Господнем (24:50–53). Книга Деяний Апостольских, после предисловия (1:1–3), начинаясь более подробным сказанием о вознесении же Господнем (1:4–12), действительно и представляет собою продолжение повествований Евангелия от Луки, – вторую часть его. Дальнейшее содержание книги точно также указывает на св. Луку, как ее писателя: писатель ее часто представляется в ней спутником и сотрудником ап. Павла (16:10–17; 20:5–15; 21:1–17; 27:1–28, 16), а из спутников Павловых книгу о жизни Христовой писал к Феофилу ап. Лука. Какие исторические обстоятельства подали повод ев. Луке написать историю распространения церкви Христовой через апостолов, на это в самой книге никаких указаний нет. Но так как история св. апостолов, по собственному указанию ев. Луки, относится к его Евангелию, к истории основания церкви христианской И. Христом, как ее продолжение, то некоторые толкователи думают, что предисловие к Евангелию Луки относится не к Евангелию только, но и к Деяниям Апостольским. А в этом предисловии (1:1–4) ев. Лука говорит, что поводом к написанию Евангелия послужило для него появление среди христиан многих повестей о жизни и делах Христа, которые, однако, во многих отношениях были неудовлетворительны. Очень может поэтому быть, что и события распространения церкви Христовой через апостолов многие уже начали во время ев. Луки делать предметом письменных повествований, но, подобно многим повествователям о Христе, они не совершали взятого ими на себя труда с тою тщательностию, какой требовала от них важность дела, – составляли, напр., только отрывочные записи об отдельных событиях, а не обстоятельную и связную историю, вносили в свои повествования, наряду с несомненно истинными фактами апостольской истории, предания, не тщательно проверенные свидетельствами очевидцев. Эти то недостатки существовавших уже повествований о деяниях св. апостолов, быть может, и вызвали ев. Луку составить свою историю распространения церкви Христовой через апостолов, историю связную и обстоятельную, основанную, притом, на свидетельстве самих апостолов и их спутников и сотрудников, к числу которых и принадлежал ев. Лука. Однако же нельзя с несомненностию утверждать, что ев. Лука, когда приступал к написанию Евангелия, уже имел в виду продолжить его книгою Деяний Апостольских; нельзя поэтому утверждать и того, что сказанное в предисловии к его Евангелию имеет значение и для книги Деяний и что, наконец, повод к написанию первого был поводом и к написанию последней. Очень могло быть, что ев. Лука побуждался к написанию книги Деяний Апостольских тою великою важностию, какую события апостольской истории имеют для верующих во Христа в ряду других христианских знаний; имея намерение своими писаниями дать Феофилу, а вместе с ним и всем другим читателям, твердое основание христианского учения (Лк. 1:4), ев. Лука и заключает в письмени повесть о главнейших событиях распространения и утверждения церкви Христовой через апостолов.