издательство П.П. Сойкина

Источник

Древо жизни и древо познания добра и зла

Древо жизни и древо познания добра и зла. О первом из них повествуется в Библии, как о дереве, которое не только украшало рай и давало плоды, но и обладало особым свойством: его плоды сообщали вкусившему их вечную продол­жительность жизни (Б. 2:9) и (Б. 3:22). Указанное свойство дерева уже потеряло свое значение для первого человека после грехопадения, а потому и самый доступ к этому дереву ему был прегражден (Быт. 3:22). Представление о «древе жизни» имелось не только у евреев, но на осно­вании дошедших до нас памятников оно существовало, с некоторыми изменениями, и у многих древних народов арийской расы. Напр., в представлении индусов, украшением рая служило дерево, которое давало сладкий сок. Всякий, вкусивший этого сока, становился бессмертным. За­тем, представления о рае и о райском дереве бессмертия содержатся в легендах Китая, преданиях Египта, и т. д. Совпа­дение преданий древних народов о чуд­ном райском дереве бессмертия со ска­занием Библии о древе жизни неопровер­жимо говорит в пользу того, что древо жизни не есть плод фантазии, а что оно, действительно, существовало, благодаря чему и сохранилось такое большое количе­ство однородных воспоминаний о нем у всех народов. Впоследствии, в книге Притчей, в Апокалипсисе и в творе­ниях о. церкви древу жизни приписы­вается не только его реальное свойство райского дерева, но и некоторое символи­ческое значение. Так, в кн. Притчей под «древом жизни» следует понимать пре­мудрость (Пр. 3:18; 11:30; 13:12; 15:4 и др.). Св. отцы сравнивают «древо жизни» с Крестом Христовым, который назы­вают «новым живоносным древом». См. также Апок. (2:7; 22:1–2 и 14), где го­ворится о новом, чудесном «древе жизни». «Древо познания добра и зла» находилось недалеко от древа жизни (Быт. 2:9 и 3:3). В противоположность последнему оно обладало плодами, которые лишали бессмер­тия вкусивших их, а потому плоды его было запрещено вкушать первому человеку. Запрещение это имело целью воспитать и утвердить в первом человеке стремление к постоянному деланию добра путем обу­здания желаний, которые возбуждали в нем плоды древа познания добра и зла.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle