издательство П.П. Сойкина

Источник

Дионисий

Дионисий – преп. – архим. Тр.-Сергиевской лавры. Род. в г. Ржеве; при крещении был назван Давидом; удостоен сана священ., после смерти жены и 2 сыновей постригся в Старицком монаст., в 1605 г. посвящен в архимандрита и сделался настоятелем монастыря, в 1610 г. был переведен патр. Гермогеном в Тр.-Серг. лавру. Отсюда вместе с келарем Авраамием Палицыным и братией Д. начал рассылать по городам грамоты, в которых стремился поднять патриотизм в народе и призывал всех подняться на защиту отечества и веры. До нас дошли только 3 такие грамоты. Москва, если не всецело, то во многом обязана своим освобожде­нием этим грамотам. Когда в 1612 г. казаки отказались помогать, пока не полу­чат жалованья, то братия во главе с Д. решила послать казакам в залог драго­ценные ризы. Эта жертва тронула каза­ков, и они решили терпеть. Д., после патр. Гермогена, едва ли не более всех способствовал умиротворению России в период смутного времени. После освобо­ждения Москвы Д., ревностного защитника веры и отечества, постигли, вместо наград, мучения и истязания. Д. был книжник. По повелению государя Д. с другими стар­цами в течение полутора года занялся исправлением Потребника, Цветной триоди, Псалтири, Канонника и Церковного устава; везде нашли массу погрешностей; просмо­трев много списков, исправили их. Но у Д. нашлись враги: Логгин головщик и Филарет уставщик, люди едва грамот­ные, которые распустили слух, что Д. со старцами вводит в книги ереси. Так как митропол. Иона был недоволен, что они трудились не под его руководством и надзором, то он предал Д. и 2 стар­цев суду церковного собора. Собор из высшего столичного духовенства во главе с митр. Ионой обвинили Д., что «Духа Св. не исповедует, яко огнь есть» т. е. что в конечных славословиях некотор. молитв он вычеркнул слова «и огнем». Д. до­казывал правильность своего поступка, но напрасно: его отлучили от церкви и отправили на смирение в Новоспасский мон., где велено было его мучить 40 дней и класть по 1000 поклонов в день. От усердия и смирения Д. прибавлял еще тысячу поклонов. По распоряжению Ионы, в торговые дни Д. приводили на патриар. двор, где чернь ругалась над ним, кидала в него грязью и плевала на него. Только пе­ременам при дворе и приезду иерусал. патр. Феофана Д. обязан своим освобождением. И когда Филарет сделался патриархом, он собрал собор, на котор. было не только москов. духовенство, но все архиереи, 2 патриарха и сам госу­дарь, который пересмотрел дело о Д. и справщиках. Д. был оправдан, награж­ден и снова назначен в Тр.-Серг. лавру. Здесь он вскоре встречал своего изба­вителя – патр. Феофана, котор. возложил ему на голову свой клобук. Умер препод. Д. в 1632 г.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle