издательство П.П. Сойкина

Источник

Авраамий

Авраамий или Аврамий, св. священномуч., епископ Арвильский в Персии, убиенный мечём в гонение Сапора II, в 344 или в 347 г. Память 4 февраля.

Авраамий или Аврамий Затворник, преп. пресвитер, современник (IV в.) и друг св. Ефрема Сирина. Сын богатых родителей из Едессы, в Месопотамии, А. получил прекрасное воспитание и образование. Повинуясь родительской воле, он вступил в брак, но в первую же ночь покинул брачное ложе, скрылся из города и, поселившись в 2-х милях от него в пустой хижине, предался строгим аскетическим подвигам, слава о которых скоро распространилась по всем окрестностям. 50 лет А. пробыл в затворе и только два раза выходил из своего уединения: один раз для посвящения в пресвитеры, по настоянию едесского епископа, который упросил, затем, преподобного отправиться в поселение Тэния (на берегу Мраморного моря) для просвещения Христовой верой упорных язычников, и во второй – для спасения своей юной племянницы и воспитанницы Марии. Трогательное и задушевное житие преподобного составлено св. Ефремом Сириным. Память 29 октября.

Авраамий преп., монах монастыря св. Макарии. Память 4 января.

Авраамий преп., монах мануфенский, современник преп. Пахомия Великого. Память 27 октября.

Авраамий или Аврамий Ростовский, преп., архимандрит, подвизавшийся в XI в. и много потрудившийся по распространию и утверждению христианства среди языческого населения Ростовского края. По преданию, А. чудесным образом получил от ап. Иоанна Богослова жезл, которым обратил в прах каменного идола Велеса, наводившаго ужас и страх на всех про ходивших мимо него, и на том месте, где стояло чудовище, построил Богоявленский монастырь. По ходатайству ростовских князей, почитавших преподобного, А. удостоен был сана архимандрита. Мощи его были обретены в 1210 г. и почивают в главном храме монастыря. Жезл, чудесно полученный от ап. Иоанна, находится в Зимнем дворце в Спб., в Сретенском соборе, из части же его сделан крест, составляющий святыню Богоявленского монастыря. Память пр. А. 29 октября.

Авраамий или Аврамий Мирожский, преп., основатель Спасо-Мирожского монастыря во Пскове (в XII в.), Здесь под спудом почивают его мощи. Память 24 сентября.

Авраамий или Аврамий Смоленский, преп., подвизавшийся в XII и в начале XIII в.в. Оставив богатых родителей, А. удалился сначала в Селищенский монастырь, в 5 верст, от Смоленска. Зависть братии к славе о его подвигах вынудила его удалиться в Смоленск, в монастырь Св. Креста; но и здесь слава о нем вызвала зависть и клеветы городского духовенства, и преподобный был отослан епископом в Селище, с запрещением священнослужения. Клеветничество, однако, скоро выяснилось, и после того, как по молитвам подвижника прекратилась страшная засуха, еп. Игнатий назначил его настоятелем своего вновь основанного монастыря. Мощи А. почивают под спудом в Смоленском Богородичном училищном монастыре. Память 21 августа.

Авраамий или Аврамий Печерский, именуемый трудолюбивым, преп., подвизавшийся в XII или XIII в.в. и бывший игуменом Печерского монастыря. Мощи его почивают в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Память 21 августа, а также в субботу по отдании Воздвижения Креста Господня, в числе 73 угодников печерских, и во 2-ю неделю Великого поста, в числе (соборе) всех преподобных печерских.

Авраамий или Аврамий Болгарский, св. муч., из камских болгар, живших около Казани, которыми и был обезглавлен в 1229 г. Русские купцы в 1230 г. перенесли мощи его во Владимир, где они и ныне покоятся в Успенском храме Княгининского монастыря. Память 1 апр. (день кончины) и 6 мар. (перенесение мощей). Жители Владимирской губ. совершают в честь муч. А. торжество еще в 4-ю неделю по пасхе (о Расслабленном), в воспоминание перенесения мощей в 1712 г. на место нынешнего их пребывания из придела Благовещения Пресвятой Богородицы, где они находились со времени принесения их во Владимир.

Авраамий, епископ Суздальский, спутник Московского митрополита Исидора в его поездке на Флорентийский собор 438 г., на котором митрополит изъявил было свое согласие на унию русской церкви с Римом.

Авраамий или Аврамий Печенгский, преп., вместе с преп. Коприем основал в 192 г. монастырь на р. Печенге, в 20 верстах от г. Вологды где и подвизался, мощи его почивают под спудом в бывшем монастырском, ныне приходском храме погоста Владимирско – Печенгского. Память 4 февраля.

Авраамий или Аврамий Чухломский (Галичский), преп., ученик и пострижник преп. Сергия Радонежского. Удалившись из Троице-Сергиевой обители для подвигов в пределы нынешней Костромской губ., составлявшей тогда Галицкое княжество, основал здесь несколько монастырей и много потрудился над распространением и утверждением христианства среди дикого языческого и полуязыческого населения того края. Скончался в 1375 г. Канонизован на соборе 1621 г. Мощи его почивают под спудом в основанном им Городецком, ныне заштатном, монастыре, в 12 верст от г. Чухломы. Здесь же сохраняются вериги преподобного. Память 20 июля.

Авраамий Палеостровский, преп., ученик преп. Корнилия, основателя монастыря на острове Палей (на Онежском озере), и игумен этого монастыря. Память 21 августа.

Авраамий (в Мире Аверкий Иванович) Палицын, келарь Троице-Серпевой Лавры, известный в русской истории выдающейся патриотической деятельностью в эпоху смутного времени. А. принадлежал к древней дворянской (литовской) фамилии Палицыных и родился в Ярославской губ. О его мирской жизни сведения очень скудны. При царе Федоре Иоанновиче он подвергся опале, был сослан и постригся в Соловецком монастыре, откуда в 1594 г. прибыл в Троицкий монастырь, а затем до 1608 г. жил в Свияжском, Казанской губ., монастыре, занимая здесь, вероятно, какую-либо монастырскую должность. Назначенный на весьма важную в то время и влиятельную должность келаря Троицкого монастыря, А. в первые же годы наступившей смутной эпохи заявил себя энергичным общественным деятелем. Он рассылал грамоты, призывавшие народ на защиту Шуйского против Лжедимитрия, и, живя в Москве, оказывал большое влияние на царя. По его настоянию, между прочим, Шуйским была послана военная помощь Лавре во время знаменитой осады её, в 1608 г., войсками Сапеги и Лисовского. Его же заботливости Москва обязана облегчением сильного голода, во время которого он распорядился вывезти на рынок хлеб из всех Московских монастырских житниц и продавать его по низкой цене, чем влиял на понижение поднятых купцами цен. После низложения в 1610 г. Шуйского, А. участвовал в посольстве к польскому королю Сигизмунду III с просьбой за избранного на Московский престол королевича Владислава, сына Сигизмунда. Роль А. в измене этого посольства, присягнувшего самому Сигизмунду, не выяснена. Современники обвиняли знаменитого келаря в участии в измене и дали ему за то прозвище «короля»; однако, предполагают, что А. употребил хитрость, дабы, под предлогом дружбы с поляками, получить возможность возвратиться в Москву, где затем и начал, вместе с патр. Гермогеном, архим. Дионисием и др. патриотами того времени, энергичную деятельность против поляков. В этой деятельности его имя тесно связано с славными именами Минина и Пожарского, которых он вдохновлял на патриотическую борьбу, закончившуюся изгнанием поляков из Москвы. При выборах, затем, царя А. много содействовал избранию Михаила Феодоровича Романова и в первые годы его царствования принимал деятельное участие в государственных делах. Скончался в 1627 г. в Соловках. В русской литературе А. известен как автор «Сказания келаря Авраамия Палицына», являющегося любопытным памятником письменности XVII в. и представляющая собою описание событий смутного времени, главным образом, осады Троицкой Лавры. Его же перу приписываюсь так называемую «Повесть 1606 г.» и «Утешительное письмо преп. Дионисию». В русской литературе деятельности А. и его «Сказанию» уделено внимание во многих монографиях и журнальных статьях, посвященных осаде Троице-Сергиевой Лавры и истории смутного времени, и имеются специальные исследования С. И. Кедрова «Авраамий Палицын» и «Авраамий Палицын как писатель».

Авраамий, игумен Коряжемского монастыря, подвизавшийся в XVII в., не канонизованный. Мощи его покоятся в часовне упраздненного ныне Коряжемского монастыря. Память его в синодике этого монастыря 1621 г. значится под 2 марта.

Авраамий инок, один из выдающихся первых расколоучителей, духовный сын и ближайший ученик протопопа Аввакума. По ссылке последняя в Пустозерск, А. сделался главою и руководителем московских раскольников, пользовался среди них большим авторитетом и прославился своими обширными сочинениями и посланиями. В 1670 г. он был взят под стражу и в 1671 г. казнен. Из трудов А. первое место по своей обширности занимает «Христиано-опасный щит веры против еретического ополчения» – полемический против православия сборник. В посланиях инок особенно много потрудился над раскрытием учения об антихристе и кончине мира. Вопреки протопопу Аввакуму, А. отрицал попов «новая» (по новым книгам) поставления и требовал даже перекрещивания переходящих из православяя в раскол. Сочинения А изданы проф. Субботиным в «Материалах для истории раскола» (т. VII). Разбор их сделан в исследовании проф. С.-Петербургской Дух. Акад. П. С. Смирнова «Внутренние вопросы в расколе в XVII в.».

Авраамий Флоряинский, воспитанник и преподаватель Киевской академии († 1797 г.). По предписанию Св. Синода им были редактированы беседы Иоанна Златоуста на Евангелия Матфея и Иоанна.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle