издательство П.П. Сойкина

Источник

День

День – в Библии. Упоминаемое на пер­вой стр. Библии слово йом, означало астрономические сутки, границы которого указаны в виде «вечера» и «утра», при чем, счет дня у евреев, по завету Мои­сеевой космогонии, начинался с вечера; практика эта перешла и в наш церков­ный обиход. Деление дня не ограничива­лось в древности «утром» и «вечером», существовали еще следующие его части: «заря, дневной зной», «полдень и прохлада дня»; «вечер» в свою очередь имел две части: от трех пополудни до пяти продолжался первый вечер, с пяти – вто­рой. Термин йом имел у евреев еще другой, более широкий смысл, служа ука­занием времени вообще, как, напр., «день Иеговы», т. е. время божественного воздая­ния. «Дни творения», т. е. шесть первых дней мира, образующие библейский гекзамерон или творческую неделю, составляют одну из труднейших экзегетических проблеем. Толкования эти сводятся к тому, как понимать дни творения, в смысле ли астрономических суток или бо­лее или менее продолжительных перио­дов мирообразования. Первое решение на­ходит себе опору в прямом, буквальном смысле библейского текста, в древ­не-христианской традиции и ортодоксаль­ном экзегезисе вообще; второе же реше­ние опирается на положительную науку, устанавливающую на основании данных геологии, астрономии и палеонтологии, факт существования «геологических эпох», т. е. более или менее значительных периодов постепенного мирообразования. В связи с этими толкованиями сделаны попытки объ­единения их в несколько групп: а) тео­рия идеалистическая, дающая аллегориче­ское истолкование библейских дней тво­рения: к ней примыкают: Филон, Ори­ген и представители александрийской школы; 2) теория реститутивная, относящая происхождение геологических пластов или к периоду хаотического состояния мира или к периоду потопа; к ней при­мыкают: Розенмюллер, Буккланд, Куртц, Божио и др.; 3) теория периодистическая, от­носящая библейские творческие дни к гео­логическим эпохам; представители этого мнения – Кювье, Эбрард, Меньян, Вла­стов, Сергиевский и др.; 4) поэтическая теория, толкующая библейскую космогонию не как действительную историю миротворения, а как поэтическую идеализацию, своего рода религиозно-символическую поэму, как Ленорм, Павлюс и др. Из русских богословов – одни понимают дни творения буквально, другие же, в согласии с дан­ными геологической науки, находят воз­можным разуметь под днями творения, известные периоды времени, более или ме­нее продолжительные.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle