издательство П.П. Сойкина

Источник

Декарт

Декарт Рене – родоначальник новой философии. Потомок знатной туринской фамилии, Д. родился в 1596 г., учился в иезуитской коллегии, получив в ней отвращение к преподававшимся схоласти­ческим наукам и твердую веру в Бога. Несмотря на свою любовь к уединению и внутреннему размышлению, Д. пришлось первое время своей самостоятельной жизни служить на военной службе и участвовать в походах и сражениях, где ему все-таки удавалось иногда заниматься физикой, математикой и филос. размышлениями. Удалившись, наконец, от жизни этой в 1625 г., он поселился сперва в Париже, а потом в Голландии, где все время путешествовал и скрывался, как от врагов, так и от друзей, желая жить отшельником в мире. Опубликованная им часть своего сочинения «Мир» вызва­ла против него вражду некоторой части духовенства, под влиянием которой он принял предложение шведской королевы Христины и переселился в Стокгольм, где и умер через несколько месяцев после переезда в 1650 г., не выдержав сурового климата и новых условий жизни. Д. считал необходимым внести в раз­работку философии математический метод, т. е. положить в основание своей системы очевидную, всеми признанную истину и из нее выводить все дальнейшее. Признав для отыскания истины право и даже обя­занность человека усумниться во всем и подвергнув пересмотру и сомнению все то, чему наш ум склонен приписывать значение знания, Д. нашел одно только достоверное данное – это факт несомнен­ного существования самого сомневающегося субъекта: cogito ergo sum – я мыслю, следов., существую. Исходя из этого единственно­-достоверного факта собственного самосо­знания, Д. путем логических рассуждений приходит к признанию бытия Бога, как Существа всесовершенного, идея о Кото­ром не могла быть получена человеком из опыта, так как в причине не мо­жет быть меньше, чем в следствии и сам по себе человек не может пред­ставить существо совершеннее себя, а является врожденной и соответствующей реальному бытию Бога. Кроме Бога, суще­ствуют еще 2 созданные субстанции: душа и материя. Сущность духа, души – мышле­ние, а сущность материи – протяженность. Взгляд на внешний мир у Д. чисто-меха­нический: все известные ему явления он объясняет исключительно при помощи движения. Все движения организма – чисто механические и животные – не что иное, как машины. Источник ошибок и заблу­ждений человека лежит не в разуме, а в воле, которая безгранична и утвер­ждает суждения разума. Анализ идеи и доказательства бытия Бога, произведенный Д., является ценным вкладом в фило­софию. Д. впервые ясно поставил основную задачу теории познания, но установленным им дуализмом двух субстанций: духа и материи, мышления и протяженности, без объяснения их взаимодействия, проблема познания не была разрешена. Последова­тели Д. называются «картезианцами», а его философия «картезианской» от лат. имени Д. В области точных наук Д. принад­лежит ряд ценных открытий и устано­влений, как закон инерции, преломления и отражения света, сложение движения, изобретение аналитической геометрии и введение более простых обозначений в алгебру.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle