издательство П.П. Сойкина

Источник

Дарвинизм

Дарвинизм – учение Дарвина, по кото­рому все разнообразие органических форм возникло на основании естественного под­бора из нескольких первоначальных. Организмы, по Дарвину, размножаются в геометрической прогрессии; такое размно­жение приводит к тому, что для всех организмов не хватает пищи, происхо­дит борьба из-за нее и в этой борьбе за существование выживают наиболее при­способленные – это и есть естественный от­бор. Наиболее приспособленными орга­низмы становятся во-1-х, вследствие за­кона изменчивости, по которому рожден­ные а) часто отличаются и от родивших и между собою в некоторых призна­ках, b) в течение жизни организмы приобретают новые признаки и теряют те, которые принадлежали предкам в случае их бесполезности, во-2-х, вследствие за­кона наследственности, по которому изме­нения, приобретенные родителями, насле­дуются и некоторыми из детей, в-3-х, вследствие влияния условий природы, кото­рые могут образовывать новые органы у организмов, в-4-х, вследствие борьбы за существование, при которой побеждают наиболее приспособленные, в-5-х, вслед­ствие полового подбора, по которому из­вестные признаки и особенности самок и самцов сохраняются и развиваются. Пер­воначальные формы или особи, по мнению некоторых ученых, непосредственно бы­ли созданы Творцом, по мнению других, возникли путем естественного преобразо­вания неорганической материи в органическую и затем в организмы. Процесс развития организмов происходит очень медленно и не охватывает всех организ­мов, так как некоторые живут при условиях, не дающих толчков для этого развития: оттого наряду с высшими орга­низмами сохранились и представители низших типов; в природе происходит также и регресс, вследствие того, что рождаются особи с признаками, которых не было у их отцов, а которыми обладали отдаленные предки и которые при тепереш­них условиях существования бесполезны. Таковы законы, управляющие эволюцией ор­ганического мира. Сам Дарвин был сторонником архебиозиса – учения, по которому органическая жизнь возникла в отдален­ные геологические эпохи естественным образом путем медленного преобразова­ния неорганической материи в органиче­скую, а затем одни организмы происхо­дили от других и произвольного заро­ждения в последующие эпохи уж не было, но он допускал, что первые 5 основных форм были созданы непосредственно Бо­гом. Д., правильно понятый, имеет гро­мадное научное значение при решении во­проса о взаимоотношении организмов, при объяснении многого раньше непонятного в жизни организмов, при геологических изысканиях, при исследованиях геогра­фического распределения растений и живот­ных и объединяет многие разрозненные факты. Следует только помнить, что Бог создал законы бытия, каковые, получив бытие, стали естественными и отсюда по­нятно, что можно объяснить естественны­ми законами происхождение, сходство и це­лесообразное устройство животных и ра­стительных видов. С другой стороны, Д. не может объяснить причин, зако­нов и границ изменчивости в организ­мах, что доказывает существование Пер­вопричины – Бога-Творца, создавшего все целесообразности, и вместе Бога-Промыслителя, постоянно ведущего бытие к со­вершенству.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle