ТРÓСТЬ
ТРÓСТЬ – 1) тростник, травянистое растение, произрастающее в болотистых местах у берегов рек. Т. употреблялся как орудие письма для изготовления папируса и плетения корзин. Младенец Моисей был положен матерью в тростниковую корзину. Господь говорит праведному Иову: «Бегемот... ложится под тенистыми деревьями, под кровом Т. и в болотах» (Иов 40, 16). «И оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут, камыш и Т. завянут». В изобилии рос Т. в пустыне Иорданской, где пребывал Иоанн, и в тех местах Галилеи, в которых находился Господь Иисус Христос в то время, когда Он обращался со Своей речью к народу. Часть пути по долине Саронской называется «тростниковой», так же называется и один из потоков в этой области.
Трость – одно из орудий страстей Господних; воины, издеваясь, «дали Ему в правую руку Т.; и становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв Т., били Его по голове» (Мф. 27, 29, 30); а когда Распятый воззвал к Отцу, один из стоявших у Креста «взял губку, наполнил уксусом и, наложив на Т., давал Ему пить» (Мф. 27, 48).
Слово Т. употребляется в Священном Писании как образ слабости, ломкости и колеблемости. Так. фараон уподобляется «надломленной Т.». чтобы показать его бессилие поддержать царя Езекию. Исаия, пророчествуя об Отроке Божием, говорит о Его отношении к слабым в вере, но имеющим при этом сердце сокрушенное и уничиженное: «Т. надломленной не переломит». Устами пророка Ахии Господь предрекает: «Будет Израиль, как Т., колеблемый в воде», когда постигнет его кара Божия за идолопоклонство (3Цар. 14, 15). «Что смотреть ходили вы в пустыню? Т. ли, ветром колеблемую?» (Мф. 11, 7) – вопрошал Госnoдь народ, дабы опровергнуть ложное впечатление об Иоанне Крестителе и засвидетельствовать непреклонную твердость и неизменное постоянство Своего Предтечи. 2) Мера длины на Востоке (сажень) (Откр. 11, 1: 21, 15), составлявшая 6 локтей с ладонями 286,4 см.