СТИХИ́РА ЛИТИ́ЙНАЯ
СТИХИ́РА ЛИТИ́ЙНАЯ – стихира, под пение которой совершается выход на литию воскресной вечерни; это С. храма. Потому пение такой С. естественно при торжественном прохождении храма, и естественно вспомнить в течение всего бдения хоть раз святого, в честь которого храм (древние уставы говорят здесь о пении С. именно святого храмового), как он вспоминается и на литургийных песнопениях (в тропаре по входе) и который мыслится духовно соприсутствующим с верующими и участвующими в их службе, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество». Какую из храмовых С. петь на литии, Типикон не указывает. В Октоихе, в службе 1-го гласа, замечено: «поем самогласну С. святаго обители, литию творяще в притвор, на ней же поем С. Павла Амморейскаго, или что настоятель изволит». Предполагается, что храм, как бывало почти всегда в древности, в честь святого, и из С. его указывается для пения самогласная, как наиболее торжественная по напеву, где бы она ни была положена в службе святого. Большею частью самогласны положены на «Слава, и ныне», «Господи, воззвах» или стиховных. Что касается С. Павла Амморейского, помещаемых в Октоихе на «Господи, воззвах», Богородичных по содержанию, то Типикон нигде не предполагает их пения на литии, т. к. в замечаниях относительно воскресной службы в триодные недели постоянно говорит о пении на литии только одной С. храма, не считая славника и Триоди и Богородичны. «По свершении стихир», продолжает Типикон в настоящем месте, допуская возможность пения на литии и несколько С. (что бывает при совпадении с воскресеньем некоторых памятей), «Слава, и ныне» Богородичен; какой Богородичен – не указано, но в триодных неделях здесь указывается всегда Богородичен по гласу последней С. (на «Слава») и большею частью из воскресных стиховных Богородичнов. Следовательно, и при пении на литии одной С. храма (в обычное воскресенье) Богородичны к ней нужно брать из стиховных воскресных по гласу С. Но если храм Господский и Богородичный, то Богородичным на литии может служить опять только какая-либо из С. праздника, которому посвящен храм, потому что тогда литийная С. храма принадлежит к числу таких, которые вообще никогда не соединяются с обычными Богородичными, может быть ввиду этого и выражение Типикона о Богородичне на литии такое неопределенное. Древние списки Типикона в этом пункте – С. – литийных С. – были определеннее; в частности, некоторые из них указывают петь литии С. храма по гласу Октоиха, то есть из храмовых выбирать С. того гласа, который приходится на известное воскресенье, чтобы выдержать музыкальное соответствие с другими частями службы. С. храма на воскресной литии не поется во все дни попразднства Р. X., в неделю Фомы, жен-мироносиц и 7-ю по Пасхе.