СВЕТИ́ЛЬНИК
СВЕТИ́ЛЬНИК – приспособление для возжжения в храмах во время богослужения елея или восковых свечей. Первый обычно называют лампадой, а второй – подсвечником. Начало употребления их в христианской Церкви во время богослужения современно обычаю возжигать свечи и масло.
В Древней Церкви лампады изготовлялись из обожженной глины, бронзы, серебра и других твердых материалов и имели разнообразную форму, насчитывая от одного до нескольких десятков горящих фитилей. В последнем случае чаще всего они получали форму венца или круга, отчего в древности они назывались еще coronae, circule luminum. Они укреплялись на подножиях или подвешивались на металлических цепочках перед священными изображениями в знак молитвенного возгорания, возникающего в сердце у христианина, который обратил свой взор на святую икону. С. второго рода – свечники, или подсвечники, по числу свечей разделяются на односвечные – примикирий и многосвечные. Двухсвечник и трехсвечник называются соответственно дикирием и трикирием. Они употребляются для епископского благословения и в таинственном смысле знаменуют: первый – два естества, Божественное и человеческое, неслиянно и нераздельно присутствующие во Христе Иисусе; второй – троичность лиц (ипостасей) в Боге.
Подсвечник для большего числа свечей называется паникадило (policandela), или многосвечник. Они также имеют обычно форму круга или многоярусного конуса, отчего в древности они назывались coronae, circule luminum. Паникадило подвешивается к своду храма и, по выражению святого Симеона Солунского, изображает блеск звезд на небосводе. Число свечей в паникадиле ничем не ограничено. Достаточно указать на то, что святой Константин Великий поставил перед гробницей апостола Петра золотой свечник с пятьюстами светильниками. Но Церковь предпочтительнее относится к сакральным числам: семи, напоминающему о семи Дарах Духа Святого; двенадцати, числу апостолов; сорока, по числу дней, которые провел Иисус Христос в пустыне. Наконец, встречаются смешанные светильники, состоящие из лампад и свечей.