ПÉСНЬ БОГОРÓДИЦЫ
ПÉСНЬ БОГОРÓДИЦЫ, «ЧЕСТНÉЙШАЯ» – песнопение на утрени, между 8-й и 9-й песнями, девятая песнь Священного Писания составлена из песен Пресвятой Богородицы и праведного Захарии (Лк. 1, 46–55; 68–79). Представляет собой величайшее и святейшее произведение православной гимнографии. Устав назначил этой песне особо благоговейное исполнение. Тогда как другие песни Священного Писания служат припевами к ирмосам и тропарям канона, П. Б. занимает совершенно самостоятельное положение по отношению к последним и вообще в каноне; П. Б. имеет свой припев, одинаковый для всех ее 6 стихов: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...» В нем Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. По преданию (у Никифора Каллиста, XIV в.), Дева Мария, явившись составителю песни (св. Косме), с веселым лицом сказала: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близко не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою». Способные к тайнозрению неоднократно видели потом Богоматерь, благословляющую эту песнь. О напеве для Песни Богородицы в настоящем месте Типикона сказано только: «поюще велегласно». Но в Уставе на 1 сентября, отличающемся вообще подробностью, т. к. это первый день церковного года, указан и глас для этой песни – 6-й. Что это указание имеет общее значение для всех дней, видно из гласов канона для 1 сентября: 1-й, 4-й и 8-й, и разумеется в его канонном напеве. Это и естественно, потому что припев к песни составляет ирмос из канона 6-го гласа («К тебе утренюю»). Музыкальная традиция показывает, однако, что это не обычный канонный напев 6-го гласа, а особенный – «самогласный».
П. Б. выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим», чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. В возгласе Пресвятая Богородица именуется Матерью Света в соответствии с предстоящим скоро прославлением Бога, «показавшего нам свет». Возглас произносится «по каждении святой трапезы», обычно по выходе из алтаря пред иконою Богоматери.
При пении «Величит душа Моя Господа» Устав предписывает поклоны, призывая и этим выразить свое богопочтение ввиду близкого окончания службы, ее праздничных песен, но ввиду запрещения в воскресные дни коленопреклонения – только малые: «Творим же и поклоны малые» (разумеется, на каждом стихе). Этим не исключаются такие же и в других местах службы, но только не считаются там столь необходимыми, как здесь, или вообще – почему-то не указывается (может быть по недосмотру). С большей подробностью они указываются в чине будничной службы, и этими указаниями можно руководствоваться для воскресной и праздничной служб, заменяя земные поклоны малыми.
Каждение, являясь усилением молитвы и способствуя поднятию молитвенного настроения, сопровождает важнейшие части богослужения и на протяжении всего бдения оно совершается 4 раза. Каждение на «Честнейшую» – последнее. Оно совершается одним диаконом или иереем (если диакон не служит). Отсюда двойственность в Типиконе; по окончании 8-й песни, «покадив святую трапезу, возглашает диакон: «Богородицу и Матерь Света...» иерей же или диакон кадит святой алтарь и всю церковь, и всю братию». По 9-й песни, возвратясь и отдав кадило, глаголет ектению и возглас от священника. На будничной службе, когда диакон не участвует в служении, каждение это указывается совершать священнику (9 гл. Типикона).
В 20-й главе Типикона указано, в какие дни поется «Честнейшая» и в какие не поется. В те дни, в которые уставом назначено петь на утрени после 8-й песни особые припевы, не положено петь «Честнейшую».