КАНÓН ЕВХАРИ́СТИИ
КАНÓН ЕВХАРИ́СТИИ – главная часть Литургии, сохранившаяся в своем плане и общем содержании молитв от древнейших времен, называется Евхаристическим каноном, евхаристической молитвой в узком смысле этого слова, или анафорой, потому что в ее центральном моменте совершается возношение (от греч. «анаферо» – возношу) Святых Даров. Несмотря на все исторические влияния, эта часть в своем содержании претерпела меньше всего изменений. Менялись слова молитв, сами молитвы удлинялись или сокращались, но самое содержание молитв сохранилось неизменным. К. Е. неделим в своей сущности, но в структурном отношении его можно представить в виде шести членов: евхаризмы – благодарение Богу за все Его благодеяния, кончающиеся ангельским славословием; анамнеза – воспоминание об искупительном подвиге Иисуса Христа и Тайной Вечери с установительными словами Таинства; воспоминание о страданиях Христовых, Кресте, погребении, Воскресении, Вознесении, седении одесную Отца; эпиклеза – призывание Святого Духа на освящаемые Дары и на молящихся; благодарственные воспоминания о святых и моления о живых и усопших; молитва Господня – «Отче наш».
В Литургии святого Иоанна Златоуста Е. К. начинается с возгласа: «Благодарим Господа». Хор отвечает: «Достойно и праведно есть...» При медленном пении этого песнопения священник тайно (про себя или тихо) читает первую евхаристическую молитву: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя благодарити...» В Литургии святого Василия Великого первая молитва Е. К. начинается словами: «Сый Владыко, Господи Боже, Отче, Вседержителю...»
Если священник совершает Литургию один, то он приподнимает с дискоса звездицу и при возглашении слов, являющихся продолжением первой молитвы К. Е.: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», творит звездицей образ креста над дискосом с возлежащим на нем Святым Агнцем, касаясь краями звездицы краев дискоса.
Если же священник служит с диаконом, то диакон, стоя у северной (левой) стороны престола, осеняет себя крестным знамением и целует престол. Затем правой рукой, держащей конец ораря, при произношении священником слов: «Победную песнь поюще...», взяв «святую звездицу от святого дискоса, творит креста образ верху его (дискоса)» (Служебник), как бы воспроизводя благословение священника. Далее диакон складывает звездицу, целует се и полагает на верхней стороне антиминса. Сотворив крестное знамение, он целует престол, кланяется священнику, идет через Горнее место к правой стороне престола и становится по правую руку от священника. Хор поет Серафимскую песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...»