ЕЛÉЙ
ЕЛÉЙ – масло, – наряду с пшеницей и вином – один из главных продуктов питания, которыми Бог насыщает Свой верный народ (Втор. 11, 14), на земле, богатой масличными деревьями (6, 11; 8, 8), на которой Он поселил его по Своему благоизволению. Е. – благословение Божие (7, 13; Иер. 31, 12), лишение которого служит наказанием за неверие (Мих. 6, 15; Авв. 3. 17), a изобилие которого – знамение спасения (Иоил. 2. 19) и символ эсхатологического блаженства (Ос. 2, 24). Притом Е. – не только пища (3Цар. 17, 14; 4Цар. 4, I-7): он также – основа для приготовления благоуханного мира. В ветхозаветные времена миро служило для умащения тела (Ам. 6, 6; Есф. 2, 12), для укрепления членов (Иез. 16, 9) и для смягчения ран (Ис. 1, 6; Лк. 10. 34), наконец, Е. в светильниках служит для освещения (Исх. 27, 20; Мф. 25, 3–8).
Закон, данный через Моисея, запретил пользоваться елеем для воздаяния культа Ваалу, ибо плодородие земли исходит не от него; нельзя возливать елей также для снискания союза с языческими царствами, ибо спасение народа Божия зависит исключительно от его верности Завету с Богом Истины (Ос. 2. 7, 10; 12, 2). Чтобы быть верными Завету, недостаточно предоставлять священникам самый лучший Е. (Числ. 18, 12) или, согласно обрядам, примешивать его к приносимым жертвам (Лев. 2, 1–14; Числ. 15, 4; 28–29), или совершать возлияние Е. «неисчетными потоками»: исполнением этих правил может угодить Богу только тот, кто ходит перед Ним путями правды и любви (Мих. 6, 7).
Как Е. есть знамение благословения Божия, так зеленеющее масличное дерево символизирует праведника, благословенного Богом (Пс. 51, 10; 127, 3; ср. Сир. 50, 10), и Премудрость Божию, открывающую в Законе путь правды и блаженства (Сир. 24, 14, 19–23). Что же касается двух маслин, Е. от которых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами (Зах. 4, 11–14), то они означали двух «сынов елея», двух Помазанников Божиих – царя и первосвященника, которые призваны просвещать народ и вести его по пути спасения. Часто Е. уподобляют все то, что неуловимо проникает внутрь (Притч. 5, 3; 27, 16; Пс. 108, 18). Главным же образом в нем видят услаждающее и радующее своим запахом миро – прекрасный символ любви (Песн. 1, 2), дружбы (Притч. 27, 9) и счастья братского единения (Пс. 132, 2). Е. – символ радости, ибо от него, как и от радости, у ученика блистает лицо (Пс. 103, 15). Поэтому возлить Е. кому-либо на голову – значит пожелать ему радости и счастья и оказать ему знак дружбы и почета (Пс. 22, 5, 91, 11; Лк. 7, 46; Мф. 26, 7).
Е. помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» (Пс. 44, 8); это – внешний знак избрания Богом, сопровождающийся излитием Духа Святого, овладевающего избранником, дарующего ему царское достоинство (1Цар. 10, 1–6; 16, 13). Эта связь помазания и Духа является источником основной символики Е. в христианских таинствах, особенно в Таинстве Елеосвящения (соборования) больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иак. 5, 14: ср. Мк. 6, 13). Священный Е. сообщает христианину многообразную благодать Духа Святого, Который соделал Иисуса Помазанником в высшем и абсолютном смысле слова и явил Его Сыном Божиим. В Послании к Евреям (1, 9) ко Христу для засвидетельствования Его Божества применяются слова из Пс. 44, 8: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».