прот. Александр Мень

Источник

Италья́нская библеи́стика

Италья́нская библеи́стика. Начало изучения Библии в Италии восходит к *святоотеческому периоду (латинские труды свт.*Амвросия, свт.*Григория Великого и др.). На исходе этой эпохи большой экзегетический труд был создан *Кассиодором. Упадок цивилизации, связанный с захватом Италии варварами, привел к длительному кризису в богословии. Оно возродилось лишь в период схоластики, начиная с которого Итальянская библеистика развивалась почти исключительно в рамках католической традиции. Средневековая Итальянская библеистика носила преимущественно назидательный, гомилетический характер со склонностью к *аллегоризму. Отметим, в частности, «Нравственные размышления о Библии» знаменитого францисканского проповедника Антония Падуанского (1195–1231). Широкий резонанс в Италии получили эсхатологические толкования *Иоахима Флорского (12 в.), но они мало способствовали подлинному пониманию библейского текста.

Большую роль в становлении *текстуальной критики и *герменевтики сыграли итальянские ученые-гуманисты эпохи Ренессанса, в т.ч. Лоренцо Валла (1405/1407–1457) и кардинал *Каэтан. В 1566 доминиканский монах *Сикст Сиенский опубликовал в Венеции 2-томную «Священную библиотеку», которая стала одним из первых в Италии нового времени исагогических трудов по Ветхому и Новому Завету. В работе над изданием *Вульгаты принимали участие такие знатоки еврейского языка, как кардинал *Беллармино и Антонио Агелли (1532–1608). В 1621 вышла (посмертно) еврейско-латинская *конкорданция Марио ди Каласио (1550–1620). Из-за строгого контроля со стороны курии Итальянская библеистика долго оставалась в стороне от острых дискуссий вокруг Библии, вызванных Реформацией и эпохой Просвещения.

Собственно Итальянская библеистика, т.е. создание трудов на итальянском языке, начинается лишь в 19 в. Отметим исагогические курсы П.Убальди (1877–1879) и Р. Корнелли (1885–1887). Оставаясь в границах старой традиции, эти авторы не внесли в свою область заметного оригинального вклада. В 20 в. поворотный пункт был отмечен фундаментальными работами *Риччотти, которые учитывали все новейшие достижения исагогики и *археологии. Санкцию церковного магистериума это направление получило после выхода энциклики *Пия XII «Divino afflante Spiritu» (1943). В результате началось интенсивное развитие Итальянской библеистики.

Укажем, в частности, на работы о.Стефано *Виргулина, выпускника и профессора *Папского библейского института. Важнейшие его монографии посвящены толкованию Ис. (напр., «“Вера” в пророчестве Исайи», 1961), а также Рим. (1968), Тов. (1978), Иудифь (1970), 1–2 Пар. (1975), Ион. (1980). Он принимал активное участие в коллективном исагогическом труде «Введение в Библию» («Introduzione alla Bibbia», Torino, 1962–1978). Из других итальянских библеистов наибольшую известность получили *Ваккари, *Гальбиати, С.Графолио, Г.Гироти. С Италией тесно связана и деятельность кардинала *Беа. Большой вклад в новозаветную археологию внесли исследования о.*Багатти, который провел серию раскопок в *Палестине. На месте древнего Назарета ему удалось обнаружить следы поселка времен Ирода Великого. В 70-х гг. 20 в. итальянский ученый Паоло Маттие открыл архив древнего государства Эбла (3-е тыс. до н.э.), которое, по мнению многих библеистов, было родиной предков Авраама.

В 20 в. Папский библейский институт стал одним из крупнейших международных центров по изучению Священного Писания. При нем издается *серия исследований «Analecta Biblica», в которой участвуют библеисты разных стран. Вышел ряд новых комментированных переводов Библии на итальянском языке. В Италии есть и специальные библейские журналы: «Bibbia ed Oriente» («Библия и Восток») и др.

Голенищев-Кутузов И.Н., Средневековая литература Италии, М.,1972; Жебар Э., Мистическая Италия, СПб., 1900; о современной Итальянской библеистике см. NCE, т.2.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle