прот. Александр Мень

Источник

Анахрони́змы

Анахрони́змы библейские (от греч. άνά – назад и χρόνος – время) – хронологические неточности или приписывание эпохе черт, ей не свойственных. Анахронизмы обычны в исторической и древней литературе. Например, принято писать о древней «Месопотамии», «Палестине», *«Древнем Востоке», говоря о временах, когда этих названий не существовало. В Библии мы встречаемся с рядом Анахронизмов как в хронологии, так и в описании древнего быта. Однако ни один из них не умаляет духовного содержания текста. Причины Анахронизмов двоякие: 1) когда священный автор писал о событиях прошлого, он часто пользовался источниками, сохраненными в преданиях, а предания нередко стилизовали минувшее, придавая ему черты других эпох; 2) древние календари и хронологические сведения были разрознены и неполны. Все это относится не к сфере *Откровения, а к области исторического знания (см. статью *Наука и Библия) и поэтому не касается *боговдохновенности священных книг.

Примеры Анахронизмов. По мнению *Олбрайта, Анахронизмом является упоминание верблюдов в сказаниях о патриархах, т. к. верблюды были одомашнены позднее. В Книге Даниила сказано, что после убийства Валтасара власть перешла к Дарию (Дан.5:30–31), между тем согласно Библии (см.1 Кн. Ездры) Дарию предшествовал Кир (559–530), Дарий же воцарился в 522, после смерти сына Кира Камбиса (530–523). Евангелист Матфей, предлагая родословие Христа, опускает ряд имен, чтобы в соответствии с жанром *толедот свести его к священным числам (14 родов: 7 † 7). «Прием этот несколько искусственен, но вполне согласен с обычаями и мышлением иудеев» (прот. Фивейский М., ТБ, т. 8, с. 35). Следует отметить, что многие библейские Анахронизмыкажущиеся и впоследствии были сняты новыми археологическими открытиями. Так, прежде считалось, что упоминание о горе Божьей в (Исх.15:17) отражает более поздний период, когда уже был построен Храм. Однако изучение древневосточной письменности показало, что «горой» на Ближнем Востоке именовалось местопребывание Божества как таковое (независимо от географической локализации святилища).

*Елеонский Ф.Г., Разбор мнений современной отрицательной критики о времени написания Пятикнижия, вып.1.: Разбор т. н. анахронизмов в Пятикнижии, СПб., 1875; Может ли быть отнесено к числу анахронизмов употребление имени «Хеврон» в Книге Бытия, ЧОЛДП, 1878, № 4.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle