Жертвоприноше́ния
Жертвоприноше́ния, один из главных обрядов ветхозаветной религии. Согласно (Быт.4:3 сл.), начало Жертвоприношений восходит к доисторическим временам, что подтверждается *археологией и *этнографией. Жертвоприношения в Ветхом Завете и у внебиблейских народов являлись символическими действиями, выражавшими отношение человека к Высшему. В религиозных представлениях политеизма идея Жертвоприношения зачастую была связана с корыстными мотивами (по латинской пословице «Я даю, чтобы Ты дал»). Но этими мотивами, как показал У.Р.*Смит, сущность Жертвоприношений не исчерпывается. Главным в жертвенных обрядах было стремление сблизиться с божеством и тем самым выразить зависимость от него человеческой жизни. Отдавая незримым силам часть плодов своего труда, человек напоминал себе и соплеменникам, что своими успехами он обязан этим силам. Жертвоприношения с пролитием крови символизировали единство племени и вместе с тем единство с божеством.
Эти общечеловеческие обычаи были восприняты ветхозаветной религией. Ветхий Завет различал 4 основных вида Жертвоприношений:
1) «всесожжение», когда на алтаре сжигалось всё жертвенное животное в знак полного отказа человека от своего достояния во имя Бога;
2) «мирная жертва», или священная трапеза перед лицом Божьим;
3) «жертва покаяния», приносимая за невольные грехи;
4) «жертва покаяния», приносимая за грехи, совершенные осознанно.
Жертвоприношения бывали общественные, семейные и частные. Все они имели глубокий духовный смысл, символизируя веру в Бога как источник жизни, жажду нравственного очищения и единения с Ним. Пророки постоянно указывали на ложность формального представления о Жертвоприношениях. Жертва угодна Богу лишь при наличии веры и стремлении к добру (напр., Ис.1:11 сл.). Жертвенные обряды были неотъемлемой частью *Завета. Ветхозаветные Жертвоприношения стали *прообразом встречи Бога и человека в тайне Воплощения, в которой осуществились чаяния древнего мира. Поэтому Новый Завет был заключен Спасителем в момент священной благодарственной (евхаристической) Трапезы, связанной с пасхальным храмовым жертвоприношением (см. статью *Тайная вечеря). На сей раз связующим был уже не символ, а реальное присутствие Бога в мире. Страдания Христа как *Служителя Господня, Его Кровь явились силой, объединяющей членов Церкви с Ним и между собой. С этого момента древние Жертвоприношения утратили свое значение.
• Иером.*Гедеон (Покровский), Археология и символика ветхозаветных жертв, Каз.,1888; ЕЭ, т.7; еп.*Иоанн (Митропольский), Жертва истинному Богу по указаниям Слова Божия, ч.1–4, М., 1885–1886. См. также: *Вигуру В., Руководство..., т.1–2, М.,1897–1899; *Троицкий И.Г., Библейская археология, СПб.,1913; СББ, с.350–356. Библиография на иностранных языках приведена в книге: *Kraus H.J., Gottesdienst in Israel, Münch., 19622 (англ. пер.: Worship in Israel, Oxf., 1966).