Вербали́зм
Вербали́зм (от лат. verbum – слово), теория, согласно которой Писание полностью было продиктовано Духом Святым и поэтому каждое его слово (и даже каждую его букву) как исходящее от Бога следует понимать в буквальном смысле как слово Бога. Происхождение Вербализма коренится в раввинистическом представлении о *Торе, которая предсуществовала на небе и была в готовом виде дарована людям. В какой-то мере подобный подход был свойствен отцам Церкви раннего периода (напр., мч.*Иустин Философ сравнивал библейских писателей со струной, из которой извлекается звук). Однако в дальнейшем такой механистический подход к теории *боговдохновенности был переосмыслен. Против Вербализма свидетельствуют следующие факты:
1) сами священные писатели (напр., апостол Павел) иногда говорят от себя, а не по велению Божьему (1Кор.7:6–12);
2) язык, воззрения и стиль библейских авторов различны, что труднообъяснимо в случае, если бы они записывали только данное им единое Слово Божие;
3) при составлении священных книг их авторы, по собственному признанию, пользовались литературными *источниками и *Преданием Церкви (ср.: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял» – 1Кор.15:3);
4) повествования священных книг об одних и тех же событиях различны и даже противоречивы;
5) в библейских книгах есть фактические неточности, касающиеся естествознания (см. статью *Космография библейская) и истории;
6) то, что в Новом Завете приводятся ссылки на Ветхий Завет по *Септуагинте, показывает, что само по себе чтение Библии в переводе допустимо; но любой перевод уже есть отход от буквы и является интерпретацией текста. Следовательно, как сказал блж.*Иероним: «Евангелие заключается не в словах Писания, но в его смысле» (Толкования на Гал.1:11–12);
7) следует учитывать и *разночтения в библейских *рукописях, которые не дают возможности реконструировать каждое слово Писания;
8) Вербализм фактически отрицает богочеловеческий характер Писания, делая автором его только Бога и лишая людей подлинного соучастия в передаче *Откровения (см. статью *Синергизм);
9) книги Писания содержат цитаты из гражданских документов (напр., 1Ездр.2), а также сведения по истории и естествознанию, которые не относятся к области Откровения;
10) само Писание не рассматривает тайну божественного вдохновения как такое воздействие Духа Божьего на человека, которое делает его бессознательным орудием. И пророки, и апостолы пишут в полном сознании и при участии своих сил, разума и способностей (см. свт.Василий Великий. «Толкования на Исайю», Предисловие).
Вербализм тесно связан с убеждением, что в Библии следует искать только буквальный смысл. Между тем, начиная с эпохи св. отцов, толкователи прибегали не только к этому методу, но и к поискам сокровенного смысла, стоящего за буквой.
• Боговдохновенность, ПБЭ, т.2, с.729–747; *Вигуру Ф., Руководство..., М., 1897, т.1; *Карташев А.В., Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947; прот. *Князев А., О боговдохновенности Священного Писания, ПМ, 1951, вып. VIII; Леонардов Д.С., Вербальные теории богодухновенности Священного Писания среди западных богословов в XVII в., ВиР, 1900, № 5–16; *Benoit P., Aspects of Biblical Inspiration, Chi., 1965; см. также статью *Боговдохновенность Священного Писания.