прот. Александр Мень

Источник

Абеля́р

Абеля́р (Abélard, Abailard) Пьер (1079–1142), французский философ, католический богослов. Родился в семье небогатого рыцаря, отличавшейся высоким благочестием (отец и мать позднее приняли постриг). Отказавшись от прав на наследство, Абеляр стал свободным философом. Учился в Париже. После этого основал собственную школу. Как преподаватель философии и теологии, получил широкую известность. Трагические события личной жизни побудили Абеляра уйти в монастырь св.Дионисия. Богословские сочинения Абеляра вооружили против него влиятельных церковных лиц. Его книги были осуждены на соборах в Суассоне (1121), Сансе (1140), а также рескриптом папы Иннокентия II. Остаток дней Абеляр провел в монастыре.

Экзегетические взгляды Абеляра выражены им главным образом в трудах «Да и нет» («Sic et non»), «Послание к Римлянам» («Commentariorum super sancti Pauli Epistolam ad Romanos libri quinque») и в письмах. Он пытался вернуться к принципам *святоотеческой экзегезы, преодолевая средневековый *фидеизм. Греческих отцов Церкви Абеляр, однако, знал мало, но хорошо изучил латинских и особое предпочтение отдавал блж.*Августину и блж.*Иерониму. Не ставя под сомнение святость и *боговдохновенность Священного Писания, опираясь при этом на св. отцов, Абеляр отмечал наличие разночтений в рукописях и погрешностей в переводах. Тем самым он утверждал необходимость *текстуальной критики библейской. По его мнению, при формировании текста Священного Писания действуют: 1) божественное вдохновение, 2) священный писатель как человек со свойственными ему особенностями и 3) условия, в каких священный текст записывался, сохранялся и передавался. Третьим фактором он и объяснял наличие в Библии неточностей и ошибок. Например, он приводил замечание блж. Иеронима о том, что ссылка на Иеремию в (Мф.27: 9) на самом деле имеет в виду (Зах.11:12–13). Призывая, однако, к осторожности, Абеляр писал: «Нельзя говорить: “автор этой книги не придерживался истины”, – надо признать, что или рукопись ошибочна, или толкователь ошибся, или ты сам не понимаешь». Абеляр подчеркивал, что святоотеческая экзегеза неоднородна и св.отцы часто высказывали различные мнения по одному и тому же вопросу. В книге «Да и нет» он собрал более 1800 противоречивых высказываний св.отцов о Библии. Подобные взгляды Абеляра вызывали активный протест, который в значительной мере был оправдан тем, что Абеляр не развил своих идей до конца и не сумел показать, как можно сочетать подход к Слову Божьему на основе веры с научной критикой текста.

Несмотря на осуждение, сочинения Абеляра получили широкое распространение. С одной стороны, Абеляр стал предтечей *рационализма в библеистике, с другой, проложил дорогу для классической схоластики (*Фомы Аквината и др.), которая более удовлетворительно (хотя только в принципе) решила вопрос о соотношении веры и научного исследования.

Migne. PL, t.178; Opera omnia, P., 1855; Ouvrages inédits, éd. par V.Cousin, P., 1836; Opera..., éd. par V. Cousin, vol.1–2, P., 1849–1859; в рус. пер.: История моих бедствий, М., 1959 (в приложении даны переводы писем Абеляра, отрывков из его трудов, в частности, вступление к «Да и нет»); Теологические трактаты, М., 1995.

Священник Арсеньев И. В., От Карла Великого до Реформации, т.1–2, М.,1909–1910; Гаусрат А., Средневековые реформаторы, пер. с нем., СПб.,1900, т.1; Федотов Г.П., А., Пг., 1924; ODCC, p.3–4; RGG, Bd.1, S. 4


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle