прот. Александр Мень

Источник

Богоро́дский

Богоро́дский Яков Алексеевич (1841–1919), русский православный библеист, специалист по Ветхому Завету. Родился в Нижегородской губернии По окончании Казанской Духовной академии (1868) состоял в ней преподавателем словесности (с 1870 инспектор). С 1882 доцент, а затем экстраординарный профессор кафедры библейской истории в Казанской Духовной академии; с 1885 ординарный профессор. Состоял членом комиссии по объяснению неудобопонятных слов в Пророческих книгах. Преподавал в Родионовском институте благородных девиц. Читал публичные лекции.

Первой большой работой Богородского была его докторская диссертация «Еврейские цари» (Каз., 1884). Она содержит изложение истории Саула, Давида и Соломона и написана в духе старой историографии 18 в. В ней нет критики источников и дается очень мало ссылок на литературу. Автор почти не привлекает сравнительно-исторические материалы по Древнему Востоку и археологии. Цель своей работы он определяет достаточно четко: поскольку существует традиционная идеализация первых царей Израиля, а, с другой стороны, есть немало попыток очернить их, необходимо воссоздать их образы на основе Писания с предельной объективностью. Богородский описывает их жизнь, войны, правление, отмечает их положительные черты, не замалчивая и пороков. В результате он приходит к выводу, что «жизнь еврейского царя не могла всецело сложиться по тому образцу, который был начертан Моисеем в Законе; готовые соблазнительные формы царского быта языческих народов мало-помалу привились и получили права гражданства при дворе еврейского царя».

Некоторые критики обвинили Богородского в большой зависимости его труда от аналогичного по теме западного исследования. Сам Богородский выступил с резкой критикой книги *Лопухина «Библейская история». По мнению Богородского, «библейская история» – это история религии, и в ней не может иметь место описание быта и нравов библейских времен («Что такое библейская история?», СПб., 1889). Работа Богородского, посвященная первым главам Книги Бытия («Начальные черты истории рода человеческого после потопа», ПС, 1906, №6,7/8), содержит много ценного материала: предания народов, различные гипотезы о начале истории, но в целом она оказалась устаревшей даже для своего времени. В частности, Богородский почти полностью игнорировал связь библейской традиции с Месопотамией, а его попытки опровергнуть трансформизм (который он отождествлял с дарвинизмом) явно несостоятельны.

Об идолопоклонстве евреев в период судей, ПС, 1871, № 8; К вопросу об ессеях, ПС, 1873, № 10, 12; Соломон внебиблейский, Каз., 1884; Об Иосифе, библейском патриархе, Каз., 1891; Об Ироде (так называемом Великом), Каз., 1896.

ПБЭ, т.2, с.787–789; Протопопов В., На пороге всемирной истории, «Странник», 1907, №3; *Терновский С.А., Историческая записка о состоянии Казанской Духовной академии после ее преобразования, 1870–1892, Каз., 1892, с.353–355.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle