ВЕЧНОСТЬ
Вечный.
Греческое слово для прилагательного «вечный» происходит от существительного «Эон», а оно означает не только «вечность», т. е. продолжительность без начала и конца, но и «век» в смысле периода, и в этом смысле часто употребляется во множественном числе: «веки». Рим. 1, 25. Евр. 1, 2 и др. – «во веки веков».
В Новом Завете особенно часто различаются два эона, нынешний и будущий, отделенные один от другого вторым пришествием Христа. Конец или кончина века есть, следовательно, завершение нынешнего периода времени великим Событием возвращения Господа. «Богом века сего» назван сатана 2Кор. 4, 4; так же говорится о сынах века сего Лк. 16, 8; о мудрости и о властях века сего 1Кор. 2, 6; о заботах века сего Марк. 4, 19. Во всех этих местах «век» стоит вместо «мир» – по гречески «космос».
Так как слово «вечный» происходит от существ. «эон», не всегда означающего вечность в смысле безконечности, то ясно, что и прилаг. «вечный» не всегда употребляется в собственном своем смысле и может означать также периоды ограниченной продолжительности, но всегда очень долгие, так:
Когда речь идет о чем-нибудь, что непременно прекратится заодно со всем теперешним миропорядком; напр. Быт. 9, 16 – завет между Богом и Ноем, как представителем нового человечества после потопа, назван вечным; когда же настанет день крушения всего теперешнего миропорядка, придет конец и радуге, и смене сеяния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы, дня и ночи (8, 22). Также когда у пророка Иеремии – 51, 62 – предсказано, что Вавилон будет вечно пустынею, а у Екклез. 1, 4 сказано, что «земля пребывает во веки».
Но и помимо этого «вечный» значит иногда только – продолжительное время:
Исх. 21, 6: когда раб-израильтянин желал не покидать своего господина, давшего ему свободу, над ним производилась особая церемония, означавшая, что он «будет служить вечно», т. е. всю свою жизнь. Второз. 18, 5. (в др. переводах – «вечно»). Иер. 18:16, 20:11; Неем. 2, 3.
В точном смысле слова вечен только Бог и то, что Он уготовал для вечности. Но здесь это слово не только означает неограниченную продолжительность, но заключает в себе и понятие о высочайшей и неизмеримо ценной полноте бытия.
Вечен Бог и все Божие: Быт. 21, 33; Псал. 89:2, 4 и Псал. 101:26 и т. д. Мф. 6, 13.
Вечны, как Он сам, и Его справедливость (Псал. 118, 52), Его милость и истина (Псал. 99, 5), Его благость (Псал. 135), Его слово (Ис. 40, 8; 1Петр. 1, 25), Его престол (Псал. 44, 7). «Господь – царь навеки, навсегда» (Псал. 10, 37). «Господь – вечная твердыня» (Ис. 26, 4).
Вечен также Божий дар – жизнь вечная и то, что нам доставляет Его спасение; этот вечный дар Божий не относится только к будущему, но является уже теперь достоянием всех, кто примирен с Богом чрез Христа: Рим. 6, 23. Иоан. 3, 36. Евр. 5:6, 9, 24, 6:40, 47, 9:12; 1Иоан. 2, 17.
В противовес вечной жизни есть вечная смерть с вечным страданием, на каковое, на последнем (страшном) Суде, будут осуждены те, которые не захотели воспользоваться Божиим милосердием. Его даром спасения: Мф. 25, 41, 46; Марк. 9, 43–46; 2Фес. 1, 8; Откр. 14, 11.