Указатель важнейших библейских понятий и краткое изложение основ библейского вероучения
Часть I. О Боге

Часть I. О Боге

А. ЕГО СУЩНОСТЬ

а) Его свойства

1. Самобытен. Не зависит ни от кого и ни от чего по Своему бытию, имея источник бытия в Себе. Быт. 1, 1. «Я есмь Сущий». Исх. 3, 14. Пс. 35, 10. Ис. 41, 4. Иоан. 5, 26. Деян. 17:24, 25. Рим. 11:35–36.

2. Бог есть Дух. Абсолютно бестелесен, обладает личностными особенностями. Быт. 1, 2. Втор. 4, 15–19. Пс. 138, 7. Ис. 60, 1. Иез. 37:14, 39:29. Иоил. 2:28, 29. Иоан. 4, 24. Деян. 17, 28. Евр. 12, 9. Рим. 8:9, 15, 16; 1Кор. 2, 11; 2Кор. 3, 17.

3. Един. Единственнен, чужд какой-либо множественности. Исх. 20, 3. Втор. 4:35, 39, 6:4; 1Цар. 2, 2; 2Цар. 7, 22; 3Цар. 8, 60; 4Цар. 19, 15. Неем. 9, 6. Пс. 85, 10. Ис. 44:6–8, 45:22. Иер. 10, 10. Иоил. 2, 27. Зах. 14, 9. Марк. 12, 29. Иоан. 17, 3. Рим. 1, 21–23; 1Кор. 8, 4–6. Гал. 3, 20. Еф. 4, 6; 1Тим. 2, 5.

4. Вечен (предвечен). Абсолютно не зависит от условий времени. Быт. 21, 33. Исх. 15, 18. Втор. 32, 40; 1Пар. 16, 36. Неем. 9, 5. Пс. 89, 2–5. Ис. 44:6, 48:12, 57:15. Иер. 10, 10. Плач. 5, 19. Дан. 4:3, 34. Мих. 4, 7. Авв. 1, 12. Рим. 1:20, 14:25; 1Тим. 1, 17. Евр. 1, 10–12; 2Петр. 3, 8. Откр. 4, 8–10.

5. Неизменен. Всегда Себе равен, тождественнен. Исх. 3, 15. Числ. 23, 19; 1Цар. 15, 29. Пс. 32, 11. Притч. 19, 21. Еккл. 3, 14. Ис. 14, 24. Иез. 24, 14. Иак. 1, 17. Мал. 3, 6. Рим. 11, 29. Евр. 6:17, 18.

6. Вездесущ и неизмерим. Абсолютно не зависит от условий пространства. Быт. 28:15, 16. Втор. 4. 39. Иис. Нав. 2, 11; 3Цар. 8, 27. Пс. 138, 7–10. Притч. 15, 3–11. Ис. 66, 1. Иер. 23:23, 24. Амос. 9, 2–4. 6. Деян. 7:48–49, 17:27, 28. Еф. 1, 23.

7. Всеведущ. Знает все: всецело знает Себя, Свои действия, всецело знает творение как в общем, так и в мельчайших деталях (включая условно возможные действия тварей). Быт. 18:18, 19, 25:23. Исх. 3, 19. Втор. 31, 21; 1Цар. 2, 3; 3Цар. 8, 39; 4Цар. 8:10, 13; 1Пар. 28, 9. Пс. 93:9, 11, 138:1–16, 146:4. 5. Притч. 15:3, 11. Ис. 29:15, 16, 40:28. Иер. 1:4, 5, 16:17. Иез. 11, 5. Дан. 2:22, 28. Ос. 7, 2. Амос. 4, 13. Наум. 1, 7. Зах. 4, 10. Мф. 6:4, 6:8, 18. Лк. 16, 15. Деян. 15:8, 18. Рим. 8:27, 29; 1Кор. 3, 20; 2Тим. 2, 19. Евр. 4, 13; 1Петр. 1, 2; 1Иоан. 3, 20.

8. Премудр. Знает лучшие средства для достижения Своих целей; знает, как применить эти средства (и в случае надобности применяет) для достижения Своих целей наилучшим образом. Пс. 103, 24. Притч. 3, 19. Ис. 28, 29. Иер. 10, 12. Дан. 2:20, 21. Рим. 11, 33; 1Кор. 1:24, 25, 30, 2:6. 7. Еф. 3, 10. Кол. 2:2, 3.

9. Всемогущ. Может делать всё, что захочет и как хочет. Ничто и никто не в силах препятствовать осуществлению Его предвечных замыслов. Быт. 1:1, 17:1, 18:14. Исх. 15, 7. Втор. 3:24, 32:39; 1Цар. 14, 6; 1Пар. 16, 25; 2Пар. 20, 6. Иов. 40:2. 9, 42:2. Пс. 32:9, 134:6. Ис. 40, 12–15. Иер. 32, 17. Иез. 10, 5. Дан. 3:17, 4:35. Амос. 4:13, 5:8. Зах. 12, 1. Мф. 19, 26. Марк. 10, 27. Лк. 1:37, 18:27. Рим. 1, 20. Еф. 1:19, 3:20. Кол. 1:16, 17. Откр. 15:3, 19:6.

10. Свят. Совершенно чужд злу, Сам в Себе добр, любит добро, «ненавидит» зло. Исх. 15, 11. Лев. 11:44. 45, 20:26. Втор. 32, 4. Иис. Нав. 24, 19; 1Цар. 2, 2; 2Цар. 22, 31. Ездр. 9, 15. Пс. 5:5, 110:9, 144:17. Ис. 6:3, 43:14. 15. Иер. 23, 9. Иез. 39, 7. Дан. 9:7, 14. Авв. 1, 13. Зах. 8, 8. Мал. 2, 17. Мф. 5, 48. Лк. 1, 49. Иоан. 17, 11. Иак. 1, 13; 1Петр. 1:15, 16; 1Иоан. 1:5, 3:3. Откр. 4:8, 15:3. 4.

11. Всеправеден. Сам в Себе добр, справедлив, призывает разумно-свободные твари к соблюдению нравственного закона, воздаёт по правде за добро и зло. Быт. 18, 23–32. Исх. 20:5, 6. Втор. 7:9. 10, 10:17. 18, 24:16; 2Пар. 19, 7. Неем. 9, 33. Пс. 9:9, 17, 88:15. Притч. 24, 12. Ис. 9:7, 45:21. Иер. 17:10, 32:19. Плач. 1, 18. Иез. 18, 33. Дан. 9, 7. Наум. 1, 3. Соф. 3, 5. Лк. 12:47, 48. Деян. 10:34, 35, 17:31. Рим. 11:2. 5–11, 3:26. Гал. 2:6, 6:7. 8. Еф. 6:8, 9. Кол. 3, 25. Евр. 6, 10; 1Петр. 1, 17; 2Петр. 2, 9; 1Иоан. 1, 9. Суд. 14, 15. Откр. 16, 17.

12. Всеблаг. Безмерно обладает полнотой всех благ, является Источником благ для тварей, преподаёт им столько благ, сколько нужно, сколько они могут вместить по своему естеству и состоянию. Быт. 19, 16. Исх. 34:6, 7. Числ. 14, 18. Втор. 4: 31, 7:7, 8. Суд. 2, 18; 3Цар. 8, 23; 4Цар. 13, 23; 1Пар. 16, 34; 2Пар. 30, 9. Неем. 9:17, 31. Пс. 22; Пс.24:8–10, 85:5. 15. Притч. 22, 23. Ис. 63, 9. Иер. 3:12, 31:3. Плач. 3:22, 23. Иез. 33, 11. Дан. 9, 9. Ос. 11, 1–4. 8. 9. Иоил. 2, 13. Иона. 4:2, 10, 11. Мих. 7:18, 20. Наум. 1, 7. Соф. 3, 17. Зах. 9, 17. Мал. 1, 2. Мф. 5:45, 19:17. Лк. 1:50, 6:36. Иоан. 3, 16. Деян. 14, 17. Рим. 2:4, 5:8, 8:38, 39; 2Кор. 1:3, 13:11. Еф. 2:4, 7; 2Фес. 2, 16. Тит. 2:11, 3:4. 5. Иак. 5, 11; 1Петр. 1, 3; 2Петр. 3, 9; 1Иоан. 3:1. 4. 7. 10. 16.

13. Истинен и верен. Всё, что ни открывает тварям, открывает истинно и достоверно. Исх. 34, 6. Числ. 23, 19. Втор. 4:31, 31:7. 9. Иис. Нав. 21:43–45, 23:14; 1Цар. 15, 29; 2Цар. 7, 28; 3Цар. 8:24, 56. Пс. 104:8, 118:89. 90. Ис. 25:1, 49:7. Иер. 4, 28. Плач. 3, 23. Иез. 12:25, 16:60. 62. Дан. 9, 4. Мих. 7, 20. Лк. 18:7, 8. Иоан. 3, 33. Рим. 3:4, 15:8; 1Кор. 1:9, 10:13; 2Кор. 1, 20; 1Фес. 5, 24; 2Фес. 3, 3; 2Тим. 2, 13. Тит. 1, 2. Евр. 6:18, 10:23; 1Петр. 4, 19; 2Петр. 3:9, 13; 1Иоан. 1, 9. Откр. 15, 3.

б) Троичность

Это понятие указывает на тройство Бога по Лицам. Бог – Отец и Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Троичность Бога по Лицам не противоречит тому, что Бог – един: каждое Лицо Пресвятой Троицы имеет единство с другими не меньшее, чем то единство, которое Оно испытывает Само по отношению к Себе.

1. О единстве Божием читай п. 3 в отделе о свойстве Бога (см. выше).

2. Имя «Отец» может указывать как на Бога-Троицу, так и на Первое Лицо Пресвятой Троицы.

Первое толкование основывается на след. текстах: Втор. 32, 6; 2Цар. 7, 14; 1Пар. 29, 10. Пс. 88, 27. Ис. 63, 16. Иер. 3, 19. Мал. 2, 10. Мф. 6, 9. Марк. 11, 25. Лк. 12, 30. Иоан. 4:21, 23, 24; 2Кор. 6, 18. Филип. 4, 20. Иак. 1, 17; 1Иоан. 2:15, 16.

Указание на Отца как на Первую Ипостась Пресвятой Троицы: Пс. 2. Мф. 11:27, 25:34. Марк. 8:38, 14:36. Иоан. 5:18–23, 26, 27, 10:15, 30, 17:1. Деян. 2, 33. Рим. 15, 6; 1Кор. 8:6, 15:24; 2Кор. 11, 31. Гал. 1, 1–4. Еф. 1:2, 3, 4:5. 6. Филип. 1, 2; 1Фес. 3:11, 13; 2Фес. 2, 16; 1Тим. 1, 2; 2Тим. 1, 2. Тит. 1, 4. Филим. 3. 1Петр. 1:2, 3; 2Петр. 1, 17; 1Иоан. 1:3, 4:14. Иуд. 1. Откр. 3, 21.

3. Сын Божий – одно из Лиц Пресвятой Троицы.

а) Христос – Сущий. Существует от вечности (существовал прежде создания мира) по Божескому естеству. Мих. 5, 2. Иоан. 8:56–58, 17:5; 1Кор. 15, 47. Филип. 2:6, 7. Кол. 1, 17; 1Иоан. 1, 1. Откр.22, 13.

б) Христос – обладатель Божественной власти (по Божескому естеству). Мф. 11:27, 28:18. Лк. 20, 41–44. Иоан. 3:13, 31. Деян. 10, 36. Рим. 14, 9. Еф. 1, 20–22. Филип. 2:9, 10. Кол. 1:15, 17, 18. Евр. 1, 4–6; 1Петр. 3, 22. Откр. 1:5, 3:14.

в) Сын Божий – Участник творения мира. Иоан. 1, 3. Кол. 1, 16. Евр. 1:2, 10.

г) Сын Божий обладает полнотой сущностных Божьих свойств:

Всемогущ. Ис. 9, 6. Мф. 28, 18. Иоан. 10:17, 18, 11:25; 1Кор 1, 24. Филип. 3, 21. Кол. 2, 10; 2Тим. 1, 10. Евр. 1, 3. Откр. 1, 8.

Вездесущ. Мф. 18:20, 28:20. Еф. 1, 23.

Вечен (предвечен). Мих. 5, 2. Иоан. 1, 1. Откр. 1, 8.

Всеведущ. Мф. 11, 27. Лк. 10, 22. Иоан. 2:24, 25, 21:17. Деян. 1, 24. Кол. 2, 3. Откр. 2, 23.

д) Сыну приличествуют имена Бога, за исключением личных имен Отца и Святого Духа. Пс. 101:24, 25. Ис. 7:14, 9:6. Мал. 3, 1. Мф. 1, 23. Иоан. 1:1, 20:28. Деян. 20, 28. Рим. 9, 5. Еф. 5, 5. Филип. 2, 6. Кол. 2, 9. Тит. 1:3, 2:13. Евр. 1, 8–10; 2Петр. 1, 1; 1Иоан. 5, 20. Откр. 17:14, 19:16.

е) Св. Писание призывает к поклонению Сыну. Мф. 2:11, 14:33, 15:25. Лк. 24, 52. Иоан. 5, 23. Деян. 7:59, 60; 1Кор. 1, 2; 2Кор. 12:8, 9. Гал. 1,5. Филип. 2, 10; 1Фес. 3:11, 12; 2Тим. 4, 18. Евр. 1, 6; 2Петр. 3, 18. Откр. 5, 13.

4. Бог – Дух Святой.

а) Божественность Духа Святого (иногда Он обозначается: Дух Отца, Дух Сына, Дух истины). Быт. 1:2, 6:3. Неем. 9, 30. Ис. 63, 10. Иез. 36:27, 28. Иоил. 2, 28. Мф. 10, 20. Лк. 12, 12. Иоан. 14:16, 17, 15:26. Деян. 5:3, 4, 28:25. Рим. 8, 14; 1Кор. 3, 16. Гал. 4, 6. Еф. 1, 13; 1Фес. 4, 8. Евр. 2, 4.

б) Святой Дух – одно из Лиц Пресвятой Троицы. Мф. 3:16, 17, 28:19. Марк. 1:10, 11. Лк. 3:21, 22. Иоан. 14:26, 15:26, 16:13. Деян. 13:2, 4, 15:28. Рим. 8, 26; 1Кор. 12, 11.

в) Указания на действия Духа, направленные на обращение и возрождение людей. Неем. 9, 20. Ис. 44, 3. Иез. 36:26, 27, 37:14. Иоил. 2, 28. Мф. 3, 11. Иоан. 3:5, 6, 14:26. Деян. 9, 31. Рим. 8:9. 11. 14; 1Кор. 6, 11; 2Кор. 1:22, 5:6. Гал. 4:6, 5:22. Еф. 1:13, 3:16; 1Фес. 1, 6; 2Фес. 2, 13. Тит. 3, 5; 1Петр. 1, 2; 1Иоан. 3, 24; Откр. 22, 17.

5. Отец, Сын и Дух Святой – единосущны. Отец – Бог, Сын – Бог, Святой Дух – Бог, при этом Отец и Сын и Святой Дух – не три Бога, но один. Мф. 28, 19. Рим. 8:9, 14–17; 2Кор. 13, 14; 1Петр. 1, 2. Иуд. 1:20. 21.

Б. ДЕЛА БОЖЬИ

а) Творение.

1). Св. Писание свидетельствует о Боге, как Творце мира. Быт. 1, 1; 4Цар. 19, 15; 1Пар. 29, 11. Неем. 9, 6. Иов. 38, 4. Пс. 32:6, 101:26, 135:5, 145:5. 6. Притч. 3, 19. Ис. 42:5, 51:13. Иер. 10:12, 32:17. Амос. 5:8, 9:6. Зах. 12, 1. Иоан. 1, 1–3. Деян. 4:24, 17:25. Рим. 11, 36. Еф. 3, 9. Кол. 1:16, 17. Евр. 3:4, 11:3; 2Петр. 3, 5. Откр. 4, 11.

2). Творение мира – проявление благости Божьей. Быт. 1:3. 4. 31. Пс. 32:6, 9. Еф. 1, 11. Евр. 11, 3. Откр. 4, 11.

3). Творение мира – результат реализации предвечных замыслов Божьих. Притч. 8:22–31. Деян. 15:18.

б) Промысл Божий о мире

В широком смысле слова Промысл Божий есть попечение Бога о Его творении (как о мире в целом, так и о каждой твари в отдельности), в том числе посредством созданных Им законов природы. Всё творение подчинено Его всемогущей воле.

1). Бог сохраняет бытие тварей, направляет развитие мира к предусмотренным Им от вечности целям. Всё призванное Им к бытию существует благодаря Его непрестанному попечению. Неем. 9, 6. Пс. 35:6, 65:9. Ис. 63, 9. Деян. 17, 28. Кол. 1, 17. Евр. 1, 3.

2). Человек – особый объект попечения Божьего. Быт. 48, 15; 2Цар. 22:2, 3. Пс. 22:5, 146:9. Притч. 16, 9. Мф. 5:45, 6:26. 30. Лк. 12:6, 7. Деян. 14, 17; 1Петр. 5, 7.

3). Промышляя о людях, Бог способствует совершению ими дел добра и ограничивает их в возможностях вершить зло, способствует их нравственному совершенствованию, спасению. Пс. 36:23, 64:12. Притч. 16:7, 9. Ис. 33, 22. Дан. 4, 17. Мф. 6:33, 7:24–27. Марк. 10, 29. Лк. 6, 47–49. Деян. 5:38, 39. Рим. 8, 28. Иак. 4, 12.

в) Ангелы

1). Ангелы суть действительно существующие лица, созданные прежде человека, бесплотные, наделенные разумом и волей, обладающие определенным могуществом. Быт. 18:19, 32:1. 2. Иов. 38, 7. Пс. 102, 20. Мф. 13:41, 24:36, 25:31; 1Кор. 13, 1; 2Фес. 1, 7. Откр. 12, 9.

2). Ангельская иерархия. Ангельские чины (Предание Церкви, основываясь на Священном Писании, обозначает девять ангельских чинов). Дан. 10:13, 12:1. Лк. 1, 19. Еф. 1, 21; 1Фес. 4, 16. Иуд. 1, 7. Откр. 12, 7. Быт. 3, 24. Исх. 25, 22; 1Цар. 4, 4. Иез. 1:5–25, 10. Откр. 4:6–9, 5:6–14, 6:1–7. Серафимы упомянуты лишь у Ис. 6. Вероятно это понятие однозначущее с херувимами.

3). Число ангелов – велико. Втор. 32, 2. Пс. 67, 18. Дан. 7, 10. Мф. 26, 53. Лк. 2, 13. Евр. 12, 22. Откр. 5, 11.

4). Участие ангелов в Промысле Божьем. Мф. 18, 10; 1Петр. 1, 12. Откр. 5, 11. Исполнение предначертаний Божиих, особенно в деле спасения рода человеческого. Быт. 28, 12. Пс. 33:8, 90:11, 12. Мф. 13:49, 50, 18:10, 24:31, 25:31, 28:2–4. Марк. 1, 13. Лк. 2:10, 11, 22:43. Иоан. 20, 12. Деян. 1:10, 11, 7:53, 5:19, 12:7, 23, 27:23. Гал. 3, 19; 1Фес. 4:16, 17; 2Фес. 1, 7. Евр. 1:13, 14, 2:2.

5). Падение в мире ангелов. Разделение ангелов на добрых и злых. Ис.14:12–15. Иез.28:13–15

Указания Священного Писания на добрых ангелов: Пс. 102, 20. Лк. 9, 26; 1Тим. 5, 21.

Указания Священного Писания на падших духов: Мф. 12, 24–27. Еф. 2:2, 6:12; 1Тим. 4, 1.

6). Сатана – глава падших ангелов.

а) Имена сатаны, отмеченные в Св. Писании. Сатана. 1Пар. 21, 1. Диавол. Мф. 4:1, 5, 8. Искуситель. Мф. 4, 3. Князь бесовский. Марк. 3, 22. Человекоубийца и лжец. Иоан. 8, 44. Князь мира сего. Иоан. 12:31, 14:30. Бог века сего. 2Кор. 4, 4. Князь, владычествующий в воздухе. Еф. 2, 2. Противник. 1Петр. 5, 8. Аполлион. Откр. 9, 11. Древний змий. Откр. 12, 9. Клеветник. Откр. 12, 10. Дракон. Откр. 20, 2.

б) Дьявол обладает особой хитростью, особым коварством Мф. 4, 1–11. Иоан. 8, 44; 2Кор. 11:3, 14.

в) Злые ангелы составляют сатанинское воинство. Мф. 12, 24–28. Лк. 10, 18. Еф. 2:2, 6:12. Откр. 9:11, 20:2.

г) Сатана и подвластные ему духи стремлятся погубить человека. Мф. 4, 1–11; 1Кор. 5, 5; 2Кор. 4:4, 11:14. Еф. 6:11, 12; 2Фес. 2:9, 10; 1Тим. 3, 7. Евр. 2, 14. Откр. 12, 9. Примеры его искушений: Адам и Ева, Давид, Христос, Иуда, Анания и Сапфира.

Бесноватые люди – суть люди, одержимые демонами, слугами сатаны.

Комментарии для сайта Cackle