СВОБОДА, СВОБОДНЫЙ

Свобода во внешнем смысле (противоположность угнетению, рабству, плену).

Вопрос внешней свободы играл большую роль в жизни народа Израильского. Порабощение в Египте, пленение в Вавилоне и гнет правителей селевкидов оставили в народной памяти такой же неизгладимый след, как и чудесное спасение из египетского дома рабства, возвращение из вавилонского плена и освободительные возстания Маккавеев. А как живо было в народной душе стремление к свободе и под римским владычеством, видно из негодующего возражения иудеев Иисусу на Его слова: «Истина сделает вас свободными»: – «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными?»

Особенно тяжело было благочестивым израильтянам, когда насильник хотел ограничить их религиозную свободу; но они каждый раз геройски отстаивали свою веру (см. кн. Даниила). Так же стойки были люди новозаветного общества (Церкви) в исповедании своей веры во Христа. Деян. гл. 4; 5; 7; 24; 25.

Чудную перспективу рисует нам ап. Павел (Рим. 8, 21).

Однако, понятие «свобода» во внешнем смысле не требует особых разъяснений, так же как выражение «говорить свободно», само собою понятное, напр. Иоан. 18:20, 11:14. Деян. 2, 29.

Зато необходимо очень тщательно разобрать проблему свободы внутренней, для уяснения себе вопроса, что именно Библия разумеет под свободой в духовном смысле и какой путь указывает для ее достижения. Библия предполагает у человека известную свободу внутреннего выбора, иначе она не обратилась бы к нему с требованиями и не дала бы ему понять, что от его воли зависит принять или не принять предлагаемое Богом помилование; во всяком случае человеку дана возможность внутренно соглашаться с проявлениями добра и желать милости Божией: Ис. 7, 16. Иис. Нав. 24, 14. Рим. 2:6–10, 7:22. Мф. 16:24, 23:27. Иоан. 7, 17.

С другой стороны, Писание предполагает, что зло в человеке есть врожденное начало, ибо побуждения плоти в нем пересиливают дух, а воля недостаточно сильна, чтоб освободиться от рабства греху. Быт. 8, 21. Иоан. 3:6, 8:34. Рим. 6:20, 7:14. Еф. 2, 5.

Свободой Библия называет получение способности думать, желать и поступать в согласии с волей Божией. Этой свободы никто не может дать себе сам; она есть дело Божие, Его дар через Сына и Духа. Иоан. 8, 36. Рим. 7:24, 8:2, 3, 4; 2Кор. 3, 17.

Водимому Духом Святым не нужны более внешния предписания закона, являвшияся лишь предварительным, временным и элементарным наставлением в воле Божией; он свободен от закона, потому что им управляет внутренний закон любви – «совершенный, царский закон свободы». Мф. 22, 37–40. Деян. 15, 10. Рим. 8:14, 13:10. Гал. 3:24, 4:5, 5:1, 18. Кол. 2, 16.

Но эта свобода в настоящее время еще не так совершенна, чтобы христианин был избавлен от всякой борьбы.

Дух и плоть – в постоянном раздоре между собой. Гал. 5, 17 – поэтому увещание. Кол. 3:5, 8. Полная свобода настанет лишь после искупления тела. Рим. 8, 23.

Необходимо избегать главным образом двух опасностей: возвращения к чисто внешней подзаконности. Гал. 5, 1; 1Тим. 4, 4. и другой – чтобы чувство свободы не было поводом к угождению плоти или пренебрежению вниманием к слабому брату. 1Кор. 6:12, 8:9, 10:23; Гал. 5, 13; 1Петр. 2, 16. Рим. 14:15, 21.

Комментарии для сайта Cackle