ИЗБИРАТЬ, ИЗБРАНИЕ, ИЗБРАННЫЙ
Прежде всего нужно помнить, что слово «избирать» может употребляться и употребляется в различном смысле: Оно может значить: делать выбор между несколькими возможностями. Нав. 24, 15; 2Цар. 24, 12; Ис. 7, 15; Пс. 118, 30; Лк. 10, 42; Филип. 1, 22.
или: предпринимать отбор лучшаго, особенно когда дело идет о поручении кому-нибудь или определении кого-нибудь на должность. Исх. 17, 9; 2Цар. 10, 9; Втор. 18, 5 и др. Лк. 6, 13. Деян. 6, 5; 1Пар. 28, 5; Пс. 104, 26.
Это значение слова, затем, легко переходит к дальнейшему: предпочитать на основании особого благоволения. Быт. 13, 11; Втор. 12, 11; Пс. 105, 23; Ис. 58, 5; Пс. 88, 4.
Наконец, слово «избранный» может иметь значение: драгоценный, отборный, превосходный (без отношения к выбору). Исх. 15, 4; Ис. 22:7, 37:24. Песн. 6, 9; 1Петр. 2, 6.
В отношении избрания Богом необходимо безусловно держаться мысли, что Бог прежде всего справедлив, что у Него не может быть произвольного предпочтения, как у людей; выбирая Свои орудия, Он имеет в виду лишь осуществление Своих вечных побуждений любви к человеку. При этом временное выполнение Его вечных мыслей, конечно, иногда обусловлено мероприятиями, для нас непостижимыми, так как мы не можем видеть конца Божественного плана. Здесь «терпение и вера святых!» (Откр. 13, 10). Справедливо сказал однажды один муж Божий: «Тебе подобает непостижимость!»
В Библии нашему взору представляется прежде всего избрание орудий, посредством которых Бог ведет Свое определение к осуществлению и, шаг за шагом, раскрывает Свой план спасения. Сюда относится прежде всего избрание Им народа Израиля и всех тех мужей, которых Он употребляет для служения Ему. Втор. 7, 6. Пс. 134, 4. Ис. 41, 8. Пс. 77, 70. Деян. 9, 15.
Выдающеюся особенностью этого избрания является то, что оно не обусловлено природными преимуществами или заслугами избираемаго: Бог дает предпочтение тому, что мало и незначительно в глазах людей, наделяет его Своими дарами и являет в нем Свою силу. Втор. 7:7, 9:6; 1Цар. 16, 7; Исх. 4, 10; Иер. 1, 6; 1Кор. 1, 27.
Особенно ясно видна забота Божия об избранных и Его долготерпение. Нав. 24; Ос. 11; Ис. 40; Иер. 31.
Господствующею мыслью и всеобъемлющею конечною целью каждого избрания является собирание детей Божиих в одну вечную Церковь, Церковь вселенскую.
К этой Церкви призваны все; спасение даруется всем. Иоан. 3, 16; 1Тим. 2, 4; Тит. 2, 11; 1Иоан. 2, 2.
Эта церковь детей Божиих созидается постепенно во временном бытии, почему те, которые к ней прилагаются (Деян. 2, 41, 47) являются каждый в отдельности и все вместе избранными – от вечности, ибо Церковь есть выражение вечной мысли Божией. 1Петр. 2, 9. Кол. 3, 12. Мф. 24, 31. Лк. 18, 7. Еф. 1, 4–5, 27. Рим. 8, 28.
В том месте, где сказано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9, 8), ненависть должно понимать как пренебрежение: срвн. Лк. 14, 26, где также не может быть речи о чувстве ненависти. И если Иисус говорит: «Много званных, а мало избранных» (Мф. 22, 14), то смысл слова «избранных» здесь тот, что немногие составляют отборную, годную группу только потому, что – как очевидно из сопоставления – не идут на зов Божий.
Хотя Бог все сделал и все делает, чтобы привести нас к Церкви избранных, однако свободная воля человека может противиться Его зову и водительству (Деян. 7, 51); поэтому те, которые вняли Его зову, и заботятся о том, чтобы удержаться на пути, ведущем к цели, и не погрузиться вновь в обманчивую трясину мира. 2Петр. 1, 5, 10, Рим. 2:6, 12, 13; 1Кор. 10, 2.
Впрочем будем помнить, что и там, где временное отвержение является следствием непослушания, еще не всегда конец Божиим мероприятиям для спасения сошедщих с Его пути: Он в Своей славе совершает дивное и непостижимое, несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем; таков смысл рассуждений в Рим. гл. 9–11.