Ярмо, иго
Ярмо – это деревянный хомут, с помощью которого запрягали двух животных в плуг или повозку. Я. крепилось веревками (Ис. 58:6). Закон запрещал запрягать в одну упряжку двух разных животных, напр. вола и осла (Втор. 22:10). Размер участка поля, обрабатываемого за день упряжкой волов, служил мерой площади (1Цар. 14:14; ⇒ Меры длины, площади, объема и веса, I,3). Коровы, предназнач. для принесения в жертву, никогда не должны были носить Я. (Числ. 19:2; Втор. 21:3), т.е. не должны были раньше служить человеку (см. 1Цар. 6:7, а также цвет. ил. 2).
В Библии Я. часто служит символом угнетения.
Пр. Иеремия появлялся на людях с Я. на шее, что должно было символизировать будущее господство Вавилона. Когда лжепророк Анания разбил деревянное Я. (см. Лев. 26:13; Иез. 30:18; Наум. 1:13), Господь пообещал возложить на евреев и на другие народы Я. железное, т.е. подвергнуть их еще более тяжкому гнету (Иер. 27:1; Иер. 28:1; ср. Втор. 28:48).
Народ достигнет независимости, когда скинет враждебное Я. (Быт. 27:40) или когда Я. будет снято с него (Ис. 14:25). Все это говорит о том, что освобождение народа достигается отнюдь не его собств. силами. Однако Я. обозначает не только неправедный и враждебный гнет, жестокий и тяжкий по своей сути (3Цар. 12:4; Ис. 47:6), но и благое и милостивое владычество Бога (Мф. 11:29.30). Это Я. израильтяне постоянно разбивали своим нежеланием отказаться от идолослужения (Иер. 5:5).
Ап. Павел предостерегает христиан против преклонения «под чужое ярмо с неверными» (2Кор. 6:14). Повседневное общение с неверующими не должно превращаться в Я., т.е. вести христианина к зависимости от богопротивных принципов. Используемый Павлом образ Я., вероятно, перекликается со сказанным во Втор. 22:10. Выражение «нести иго в юности» означает «учиться с детства смирению пред Богом» (Плач. 3:27). В Деян. 15:10; Гал. 5под игом подразумевается гнет предписаний Закона.