Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Ученик

I. 1) в ВЗ (Ис. 8:16; Ис. 50:4) У. названы люди, которые во время всеобщего отпадения от Бога следовали Его свидетельству и Закону и смиренно внимали слову Господа;

2) в НЗ наряду с У. Иисуса упоминаются У. Иоанна Крестителя, а также У. фарисеев. У. Иоанна принято считать тех, кого он крестил; тех, кто оставался с ним (Мф. 9:14; Мк. 2:18; Ин. 1:35.37; Ин. 3:25); тех, кто поддерживал с ним связь, когда он оказался в темнице (Мф. 11:2; Лк. 7:18), а также тех, кто похоронил его (Мф. 14:12; Мк. 6:29). Иоанн научил своих У. молиться (Лк. 11:1), и они, следуя наставлениям своего учителя, много постились и молились (Лк. 5:33). То же самое относилось и к У. фарисеев (Мк. 2:18). Сами же фарисеи гордились тем, что они были последователями и У. Моисея (Ин. 9:28); это давало им уверенность в том, что их духовная позиция истинна.

II. 1) У. Иисуса – это Его приверженцы в самом широком смысле слова, люди, признававшие Его Учителем, внимавшие Его учению и повсюду сопровождавшие Его (Лк. 19:37; Ин. 4:1; Ин. 9:27.28). Ученичество могло быть и тайным (Мф. 27:57; Ин. 19:38); многие из У. позднее покинули Иисуса (Ин. 6:60.66);

2) 12 У. Иисуса составляли особую группу. Они постоянно были с Ним (Мк. 11:11), и Он доверял им духовные тайны (Мк. 4:34; Мф. 16:15–21). Когда речь идет об У. Иисуса вообще, то часто имеются в виду именно эти двенадцать (Мф. 8:23.25; Мф. 26:18; Мк. 6:45; Ин. 2:2.17). Все они, включая предателя Иуду Искариота, пребывали с Ним даже в Его страданиях (Лк. 22:28), и затем (несмотря на их бегство и отречение от Него после Его ареста) как избранные Богом свидетели, ели и пили вместе с Воскресшим (Деян. 10:41). В Мк. 6:30 и в книге Деяния они названы ⇒ апостолами;

3) в Деяниях апостолов У. названы все уверовавшие и члены церкви (Деян. 6:1; Деян. 9:1.10.19.26.36.38); название «христиане» впервые появилось в Антиохии (Деян. 11:26).

III. Необходимым условием ученичества является безусловная и безграничная преданность Господу. У. Иисуса может быть лишь тот, кто любит Его «более, нежели отца или мать», кто жертвует всем, что имеет (Мф. 10:37; Лк. 14:26.27.33). У. Иисуса должен отречься от самого себя, взять на себя ⇒ крест (Мф. 16:24) и потерять ради Него свою душу (т.е. жизнь) для того, чтобы обрести жизнь истинную и вечную (Мф. 16:25). У. – не тот, кто повторяет «Господи, Господи», а тот, кто смиренно исполняет Божью волю (Мф. 7:21; Лк. 6:46). При этом У. никогда не превзойдет Учителя (Мф. 10:25), в лучшем случае он станет таким, как его Учитель (Лк. 6:40). Поэтому У. часто становится объектом ненависти и преследований, подобных тем, которые пришлось испытать Иисусу (Мф. 10:17.18.22.23). Но страждущие У. блаженны, они возрадуются и обретут утешение (Мф. 5:11.12; Лк. 6:22.23), и Сам Св. Дух руковидит ими (Мф. 10:19.20).

Господь сказал Своим У., что они должны быть мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф. 10:16), и, как истинные У., пребывать в слове Его (Ин. 8:31). Им не надо заботиться о хлебе насущном – Бог снабдит их всем необходимым (Мф. 6:25–34; Мф. 10:9–11). В молитве они будут сильны и искренни, в ней они обретут Дух истины (Ин. 14:12–14.16.17). Посылая Своих У. на служение, Господь наделил их властью исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять нечистых духов (Мф. 10:1.8). У. – это «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5:13–16); их отличает любовь к ближнему и к своим врагам (Ин. 13:15; Ин. 15:12; Мф. 5:43–45). Своими добрыми делами, всей своей жизнью они прославляют Бога (Мф. 5:16; Ин. 15:8). За то, что они исповедуют Его перед людьми, Христос исповедует их перед Отцом Небесным (Мф. 10:32). Они могут радоваться тому, что их имена написаны на небесах (Лк. 10:20) и что там их ожидает великая награда (Лк. 6:23). Все, чем они пожертвовали, последовав за Иисусом, будет возвращено им, а в «веке грядущем» они обретут вечную жизнь (Мк. 10:28–30). ⇒ Наследование.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle