Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец

Лицемерие, лицемерить, лицемер, лесть, льстить, льстец: 1) лицемерным считается такое поведение человека, при котором слова и поступки не соответствуют внутр. убеждениям. Л. может выражаться в отдельных, вполне осознанных действиях, но может быть и привычным состоянием, не осознаваемым. Одно из проявлений Л. – лесть. В Синод. пер. сущ. «лицемерие» и производными от него словами переданы различные евр. слова, обозначающие гладкую льстивую речь (Пс. 5:10; Пс 11 и след.) и безбожное мировоззрение; при этом не всегда подразумевается намерение ввести к.-л. в заблуждение. Греч. слово гюпокритэс прежде всего имеет значение «актер», т.е. подразумевает человека, носящего маску и играющего определ. роль;

2) лицемер – это человек, который льстит другому, чтобы получить выгоду или навредить ближнему (Притч. 28:23; Притч. 29:5; Мф. 22:18). Петр проявил Л., когда из боязни перед людьми встал на сторону Закона, которого в действительности уже не признавал (Гал. 2:13);

3) лестью пред Богом названа в Пс 77 и след. молитва, которая не исходит из глубины сердца. В НЗ лицемерными названы фарисеи и книжники. У многих из них первонач. рвение в служении Господу сменилось привычкой и стало лишь внешним выражением благочестия. Своей напускной набожностью они вводили в заблуждение не только окружающих, но и самих себя (Мф. 6:2,5,16); под благочестивой внешностью скрывается Л. – дух, направленный против Бога (Мф. 23:13). В этом состоит опасность набожности, превратившейся в привычку, когда стирается граница между мнимым и истинным благочестием. Человек, который довольствуется лишь внешней религиозностью, подлежит Божьему суду (Мф 15 и след.; Мф. 16:3; Лк. 12:1).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle