Крупный скот
Крупный скот [лат. Boa taurus; евр. шор, бакар; греч. бус, таурос].
I. В библ. времена палестинские коровы были, как правило, мелкими и худыми. Арав. порода, к которой принадлежали и палестинские коровы, отличалась коричневым, черным или пятнистым окрасом и изогнутыми рогами средней величины. Удойность их была невысокой (400–700 л в год). Обычно летом коровы не давали молока, за искл. тех случаев, когда теленок оставался при корове. Поэтому телят держали при коровах как можно дольше. Однако частично упитанность крупного рогатого скота достигалась за счет откорма, на что указывает частое упоминание мясного скота в Библии (3Цар. 1:9; 3Цар. 4:23; Ис. 1:11; Иер. 46:21; Иез. 39:18; Мал. 4:2; Мф. 22:4; Лк. 15:23).
II. 1) К.С. со времен праотцев был основным богатством людей (Быт. 12:16; Быт. 13:5; Иов. 1:15; Иов. 42:12). В Ханаане наиб. пригодными для разведения крупного рогатого скота были равнина Шарон и сопредельные холмистые местности (1Пар. 27:29), а также Васан (Иез. 39:18; Ам. 4:1);
2) при убое животных предпочтение отдавалось молодым особям (Быт. 18:7; 1Цар. 28:24; Лк. 15:23). В качестве рабочего скота использовали волов. Обычно запрягали двух волов в одну повозку (Чис 7 и след.; 1Цар. 6:7; 1Пар. 13:9), в плуг (Втор. 22:10; Суд. 14:18; 3Цар. 19:19–21) или в молотило (Втор. 25:4; 2Цар. 24:22 – в Синод. пер. – «повозки»). Иногда волов использовали и как вьючных животных (1Пар. 12:40).
III. Быки (тельцы) обычно служили в качестве жертв. животных (Числ. 7:3; 1Пар. 15:26; Евр. 9:13). Принесение в жертву коровы упоминается при заключении завета с Авраамом (Быт. 15 – в Синод. пер. – «телица»). Коровы приносились также в качестве мирной жертвы (Лев. 3:1), в жертву по особому случаю (1Цар. 6:14), при приготовлении очистит. воды (Числ. 19:2–9) и при жертве за убитого, когда убийца был неизвестен (Втор. 21:1–9).
IV. В Египте корова считалась символом плодородия почвы (см. Быт 41 и след.; ср. Иер. 46:20). На ил. на стр. 234 изображена егип. гиря в форме бычьей головы; ⇒ Золотой телец ⇒ Единорог.