Дерево
Дерево: 1) благодаря удачному геогр. положению Палестины там растут почти все виды Д., обычно встречающиеся в областях с умеренным и жарким климатом;
2) в Лев. 19:23–25 говорится о запрете есть плоды только что посаженного Д. в течение первых трех лет. (⇒ Первородство, первородный.) Запрещалось во вражеской стране срубать фруктовые Д., но любые другие, которые «ничего не приносят в пищу», разрешалось; их использовали для сооружения осадных орудий (Втор 20 и след.);
3) в ВЗ часто упоминаются Д., ставшие памятными знаками. Так, существовали «дуб плача», под которым погребли кормилицу Девору (Быт. 35:8), дуб в Сихеме, под которым Иисус Навин воздвиг памятный камень (Нав. 24:26), пальма Деворы между Рамой и Вефилем (Суд. 4:5), «колдовской дуб» (Суд. 9– в Синод. пер. – «дуб Меоним»), дуб в Гиве, под которым Саул вершил суд над сторонниками Давида (1Цар. 22:6), Фаворский дуб (1Цар. 10– в Синод. пер. – «Фаворская дубрава»), гранатовое Д. в Мигроне (1Цар. 14:2) и т.д.;
4) для устройства мест поклонения идолам израильтяне, по примеру ханан. язычников, выбирали не только свящ. рощи, но и отдельные Д. с обширной кроной (Ис. 57:5; Иез. 6:13; Иез. 20:28). Уже в Быт. 3:8 рассказывается о том, как человек пытался среди Д. укрыться от живого Бога. Д., вместе со всем остальным Божественным творением, разделяют ликование спасения (Пс. 95:12; Ис. 44:23; Ис. 55:12);
5) Д. может также обозначать орудие казни, т.е. виселицу (Есф. 5:14; Есф. 6:4; Есф. 7:9);
6) в притче о Д., избиравших над собою царя, Иофам осуждает Авимелеха и жителей Сихема (Суд. 9:7–15). Д. также служит олицетворением Ассирийского царства (Ис. 10:19) и могуществ. царя Навуходоносора (Дан 4 и след.), а в Пс. 1 и Иер 17 и след. плодоносящее Д. является образом человека, живущего по Закону Божьему. И в НЗ плодоносные Д. олицетворяют людей праведных, а бесплодные – нечестивых (Мф. 3:10; Мф. 7:17–19; Лк. 6:43.44). В Иуд.1:12 нечестивцы сравниваются с «осенними деревьями, бесплодными, дважды умершими, исторгнутыми». В притчах Иисуса высокий стебель горчицы также назван Д. (Мф. 13:32).