Рассуждение восьмое. О росе

Яко роса Аермо́нская сходящая на го́ры Сио́нския: яко тамо запове́да Господь благословение и живот до века (Пс.132:3).

§ I

Роса суть пары́ извлечённые теплотой солнечною из земли и воды, кои поднявшись ночью вверх, и в рассуждении стужи воздуха, соединившись упадают паки на землю, и влажностью своею её орошают. Она делает землю плодоносною; ибо умеряет теплоту, делает прохладу, и землю утучняет. Недостаток росы есть знаком бесплодия. Так Илия говорит: жив Господь Бог сил, Бог Израилев, емуже предстою пред ним, аще будет в лета сия роса (3Цар.17:1). И Аггей пророк: сего ради удержи́тся небо от росы (Агг.1:10). Цветы, кои неумеренным солнечным жаром вянут, помощью её – оживляются, и напоеваются сладостью, которую сосут пчёлы, и составляют из оной приятные соты.

§ II

Роса подобна Евангельскому учению.

1) В рассуждении начала, ибо как роса снисходит с небес, так Евангельское учение принесено Иисусом Христом с лона Отца, как говорит Иоанн: Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда (Ин.1:18).

2) Роса есть вапор умеренный и тонкий: и Евангельское учение сокровенно от человека плотского.

3) Роса падает тогда, когда воздух чистый, и небо не покрыто облаками: так и учение Евангельское снисходит на сердца чистые, лицемерия облаком не покрытые. Не приемлет его мрачное Симоново сердце.

4) Роса снисходит и ввечеру, но обильнее – по прошествии ночи: и учение Евангельское ниспадало в вечер Ветхого Завета, когда сказано было: семя жены сотрет главу змию (Быт.3:15). Ниспадала и ночью Ветхого Завета, как например: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, до́ндеже приидут отложе́ная ему; и той чаяние язы́ков (Быт.49:10). Или: воздвигнет вам Господь пророка от братии вашея (Деян.3:22). Или: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына (Ис.7:14). Но гораздо с большею ясностью и с большею силою, возгремело благовестите по прошествии ночи, о коей говорит Павел: нощь убо пре́йде, а день приближися (Рим.13:12). Гораздо с большею важностью, когда взошла заря Нового Завета, и когда воссияло истинное Солнце Правды Христос. Гораздо с большею важностью и силою, ибо не на одном Гедеоновом руне, но на всей земле явилось. Не на одних горах Сионских; но и на Западе, и Севере, и Юге. Не в единой Иудейской церкви, но и во всех язы́цех проповедано.

5) Роса питает жемчуг в раковинах; и роса Евангельского учения, питает благочестие в сердцах верующих14.

6) С росою, спадшею в пустыне, спала и манна для насыщения Израильского народа: так с учением Евангельским пролились и обильные токи бессмертной пищи – Тела и Крови Христовой, и плодов Небесного Царствия.

7) Роса падает не на возвышенных местах, но на низких: и учение Евангельское орошает Мытарево сердце – не Фарисеево; блудницыно – не Симоново.

8) Роса падает и на каменистую, и на песчаную, и на добрую землю, но пользует одной точию доброй: и учение Евангельское по слову самого Спасителя, падает на разных сердцах; но одно только доброе сердце приемлет оное, и даёт плод сторицею.

9) Роса падает на цветы, и помощью теплоты солнечной, преобращается в сладкую жидкость; прилетают пчёлы, и из жидкости оной составляют приятнейшие соты; прилазит и паук, или змея, – но уже приятнейшую оную жидкость преобращает в смертоносный яд: учение Евангельское, сие слово Господне есть сладчайший сот предвечных советов Божиих. Кто есть из числа тех, о коих пишется: не от крове, ни от похоти плотски́я, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин.1:13), тот употребляет оное в пользу свою, и в созидание ближнего, а кто не рождён вышнею оною породою, о коей пишется: род же его кто́ исповесть? (Ис.53:8), тот сладчайший сей сот вечности преобращает в горчайший яд ложного учения, – яд, души убивающий.

10) Роса оживляет травы и цветы, и оные как бы отраждает; и слово Божие оживляет ослабевающую в благочестии и вере душу, вливает живительные духовные соки, и новые подаёт силы к прорастанию, и принесению плодов Царствия достойных. О сей то живоносной росе говорит Бог у Осии: буду якоже роса Израилю (Ос.14:6); оживлю, то есть возлюбленного моего, укреплю первенца моего изнемогающего, остужу жаждущий правды язык его, восставлю увядшее благие следы его, преображу возлюбленного моего, буду якоже роса Израилю.

§ III

Блажен убо ты, Новый Израилю! благословенны исходы и входы твои! Во дни солнце не ожжет тебе, ниже́ луна нощию (Пс.120:6). Господь бо есть тебе якоже роса. Не ожжёт тебя огнь искушений, ибо слово Его умеряет сию горячесть.

Потщись точию, восставши заутра рано, и умывши душевные очи твои сею священною росою, да возможешь взирать беспрепятственно на утреннее правды твоей светило. Роса сия будет тебе источником воды текущей в живот вечный; будет тебе дарованием манны небесной, ибо от сей росы манна неотлучна, как пишется: зау́тра же бысть спадшей росе около полка, и се, на лице пустыни мелко яко кориандр, бело́ аки лед на земли́ (Исх.16:13–14). Не будь точию зрящий плотскими глазами, будь не именем одним, но и делом Израиль, умом зрящий Бога. Полагай во страданиях Христовых твоё веселье, в ранах Его твоё исцеление, во оплеваниях Его твою честь, в Его истощении твоё возвышение, в Его смерти твой живот. О сем рассуждай, и не распинай Его паки своими злодеяниями. К сему Христос тебя побуждает, когда в лице жениха к тебе как к невесте своей говорит: отве́рзи ми, сестро́ моя, ближняя моя, голуби́це моя, совершенная моя: яко глава моя наполнися росы́, и вла́си мои капель нощных (Песн.5:2). Как бы так Христос сказал: Я нахожусь в мире как бы в глубочайшей и холоднейшей ночи, в коей творящие дела тёмные, собирают росу, хлад, и град на главу свою; ибо чрез сие пламень любви Моей охладевает: как, напротив, добротворящие собирают углие огненное на главу Мою; ибо Мою к ним любовь более и более воспламеняют, и побуждают горяче́е их любить: глава моя наполнися росы.

И подлинно, глава Христова исполнена была тяжестью хладных грехов наших: поруганием, бесчестием, оплеванием и мучением. Толико изранен, толико умучен, что по свидетельству Исаии: от ног даже до главы нет в нем целости (Ис.1:6). Поспешает к тебе, христианская душа! отверзи двери сердца твоего, глава Его наполнися росы; Он умучен, но идёт тебя излечить; Он поруган, но хочет тебя прославить; глава Его обременена грехами твоими, но Он намеревается их предать забвению; отверзи точию ты Ему сердце твоё верою и сердечною любовью. Глава Его наполнися росы. Что́ сие за перемена? Глава твоя идёт к тебе, искапая сладкую росу истинных Своих словес, источая презельное благодати богатство, плодонося примирение с Богом Отцом, и наследие живота вечного. Исходи во сретение Ему, да насладишься брака Агнча, и часть твоя будет со Ангелы на Небесах.

* * *

14

Плиний, кн. 9, гл. 35.

Комментарии для сайта Cackle