Рассуждение сорок первое. О гордости

Да не вознесешися сердцем твоим, и забудеши Господа Бога Твоего (Втор.8:14).

§·I

Гордость есть возвышение духа, соединённое с обидою ближнего и с поношением чести Божия. Она есть многоразличная: иная скрытая, иная явная; иная в сердце, иная на словах; иная в телодвижениях, иная в одежде; иная телесная, иная духовная.

§ II

Причины, возбуждающие к гордости суть 1) прельщение диавольское. Он-то – причиною горестного падения праотцов наших. Сии его слова: будете яко бо́зи (Быт.3:5), произвели в них высокоумие, привлёкшее за собою преступление, а посему и проклятие; что составило вечное их неблагополучие. Его то он представил праотцам, яко средство к падению; ибо он есть тот, о коем пишет Исаия: ты же ре́кл еси́ во уме твоем: на небо взы́ду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе́ высо́це, на горах высоких, яже к северу, взы́ду выше о́блак, буду подобен Вышнему (Ис.14:13–14). Он есть тот, о коем говорит Иов: все высокое зрит: сам же царь всем су́щым в вода́х (Иов.41:26). Он есть царь всех гордых, а они – его рабы, в его царстве всегда умножающие гордость. Содомский. царь делает честь Аврааму, коей он не приемлет (Быт.14:21–23): а диавол сыну Авраамову Христу, а в Нём – всем верным (Мф.4:9). Но сии оную отвергают, вменяют тщету быти. Здесь-то, желания его не получили событие; но и облечён был, и яко искуситель – прогнан: иди за мною, сатано́: писано бо есть: Господу Богу твоему поклони́шися и тому единому послу́жиши (Мф.4:10). 2) Испорченное человеческое естество, которое, как на всякое зло, так и на сей порок устремляется (Быт.6:5). 3) Незнание самих себя: ибо не присвояли бы мы себе честей, ежели бы о себе рассуждали, ежели бы измеряли свои достоинства. Тогда б не говорили, что мы богаты всеми, и ничего же требуем, ежели бы рассмотрели, что мы есмы окаянны и бедны, и слепы, и наги (Откр.3:17); тогда бы не говорили, что мы премудры, ежели бы узнали, что наша премудрость есть плотская. 4) Мир сей. Нерон – для большего удовольствия – ловил рыбу золотою удою: мир подаёт нам золотую уду, дабы мы за неё схватились, а схватившись – позабыли бы свою бедность, о коей говорит Давид: яко внегда́ умрети ему, не во́змет вся, ниже́ сни́дет с ним слава его (Пс.48:18). На сей уде повис Аман. Сия уда схватила и Авессалома за волосы. Сею удою извлечён и Евангельский богач из хладной воды мира сего – в печь, огнём горящую. Сие он сам изъясняет, глаголя: да устуди́т язык мой; яко стражду во пламени сем (Лк.16:24).

§ III

Примечать надобно, что делает гордость?

1) Гордость человека ослепляет так, что он и жизни своей не щадит. Когда звездочёты проповедовали Агриппине, матери Нероновой, что сын её, воссшедши на царский престол, убьёт мать свою: „Пусть убьёт, – сказала она, – был бы только – Император».

2) Гордость возмущает страсти, дабы горделивые никогда спокойны не были, и никогда честьми не насыщались. Она всегдашние производит в душе болезни, возбуждает гнев, мысль в смятение приводит, лишает надежды так, что иногда человек и жизнь теряет, подобно Аману.

3) Гордость заставляет человека величаться пред Богом, своим делам удивляться и оные пред прочими превозносить. Так приходит к Богу Фарисей, и говорит пред ним: хвалу тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее; пощу́ся двакра́ты в субботу, десятину даю всего ели́ко притяжу́ (Лк.18:11–12).

4) Гордость, поскольку есть источник всех пороков, потому человека ввергает во все роды бесчиний. Она истребляет естественную любовь. Так, бешенством водимый α) Авессалом, забыв сыновнюю любовь и почтение, хотел отца своего Давида лишить царства: и изы́де царь и весь дом его ногами своими (2Цар.15:16) – и Давид восхожда́ше (из Иерусалима) восходом на гору Елеонскую восходя́ и пла́чася, и покрыв главу́ свою, и сам идя́ше босы́ма нога́ма: и вси лю́дие и́же с ним покры́ша ки́йждо главу́ свою; и восхожда́ху восходяще и пла́чущеся (2Цар.15:30). β) Авимелех избивает братию свою: и вни́де в дом отца своего во Ефра́фу, и изби́ братию свою, сыны Иероваа́ловы, се́дмьдесят мужей, на ка́мени еди́ном (Суд.9:5). Что́ причиною толикого злодеяния? Не гордость ли?

5) Гордость принуждает забывать повеление Божие: земля еси́, и в землю отъи́деши (Быт.3:19); а забывает повеление сие тот, кто не отвечает с Авраамом: аз есмь земля и пепел (Быт.18:27).

6) Гордость принуждает человека искать высоких честей в противность увещанию Сираха: не проси у Господа владычества, ниже́ от царя седа́лища славы (Сир.7:4). Случается ещё, что он желает того, чего и силы его понести не в состоянии, возлагает на себя бремя неудобоносимое, и по мале времени под оным падает, и бывает всем в посмеяние. Апостол говорит: не своих си ки́йждо, но и дру́жних ки́йждо смотря́йте (Флп.2:4): а человек гордый – себя одного любит, и о своей пользе старается. Иоав, Давидов полководец, по одной гордости, заставляющей печься об одной точию выгоде своей, убил Амессая и Авенира, знатных полководцев (2Цар.3:27, 20:10). Аман, не от другого чего, точию от гордости старался искоренить весь род Иудейский, дабы никто в славе его не превзошёл. А Константин V, восточный император, братьям своим малолетним, чтобы они не могли царствовать, обрезал ноздри. Подобных сим примеров – преисполнены исторические книги.

7) Гордость побуждает клеветать на ближнего своего. Так Авессалом клеветал на Давида, будто он обидимым не давал ни малейшего удовольствия, как пишется: и востава́ше рано Авессалом, и стоя́ше при са́мем пути врат; и бысть всяк муж, ему́же бя́ше пря, прии́де пред царя на суд, и возопи́ к нему Авессалом, и глаголаше ему: от коего града ты еси́? и рече́ ему муж: от еди́наго колен Израилевых раб твой. И рече́ к нему Авессалом: се, словеса́ твоя́ бла́га и удобна, но слушающаго несть ти от царя (2Цар.15:2–3).

8) Гордость – причина всех возмущений, раздоров и ересей. О Адонии, сыне Давидове, так пишется: и Адо́ниа сын Агги́фин вознесе́ся, глаголя: аз и́мам царствовати (3Цар.1:5) – и бе́ша сове́ти его со Иоа́вом сыном Сару́иным и со Авиа́фаром Иере́ом, и помога́ху вслед Адо́нии (3Цар.1:7). А в Христовой Нового Завета Церкви мало ли гордость произвела раздоров и возмущений? Что Диоскор, Александрийский епископ, склонился на мнение Евтихиан, что́ было сему причиною? – Гордость201. Ибо он иным образом не мог Флавиана, Константинопольского епископа, согнать с престола. Что Арий отрицал Божество Сына Божия и единосущие, что́ было сего причиною? Не гордость ли? ибо он сие учинил с одного упорства и неповиновения Александру, своему епископу. Что Несторий новые о Христе вымыслил догматы, что́ сего причиною? – Гордость.

9) Гордость сама себя обманывает, как говорит Павел: аще бо кто мнит себе бы́ти что, ничто́же сый, умом льстит себе (Гал.6:3). Горделивый думает о себе, что он и богат, и учён, и красив; но при всём том, он – беден; ибо не имеет добродетели, составляющей некрадомое богатство. Красивый почитает красоту свою добром великим: но при всём том, он – безобразен; ибо внутрь всякими родами беззаконий осквернён и обезображен. Мудрец века сего, почитает силлогистические свои творения, чем-то высоким: но при всём том они суть единое буйство: глаголющеся, – говорит Апостол, – бы́ти му́дри, обюроде́ша (Рим.1:22). Кратко: всё то, что высокоумию человеческому представляется великим – мерзость есть пред Богом. Навуходоносор, Вавилонский царь, читав себя блаженнейшим из всех смертных, хулил Бога Еврейского, и себе всю силу и власть приписывал: несть ли сей Вавилон великий, его́же аз согради́х в дом царства, в державе крепости моея́, в честь славы моея́? (Дан.4:27), но при всём том в мнении своём обманулся – Глас с небесе́ бысть: тебе глаголется, Навуходоносоре царю́: царство твое пре́йде от тебе́, и от человек отжену́т тя, и со зверьми́ ди́виими житие́ твое, и травою а́ки вола́ напитают тя и се́дмь време́н изменя́тся на тебе (Дан.4:28–29). Да слышат сие превозносящиеся дарованиями своими! Гордость – уподобляет человека скоту.

10) Гордость повреждает человеческие дела: α) Политические: ибо гордый всё делает из единого рвения и пустой славы, что запрещает Апостол: ничто́же по рвению или́ тщеславию, но смиреномудрием друг друга честию бо́лша себе творяще (Флп.2:3). Приобретает славу чрез убийство, как Трифон Антиоха царя убил и похитил царство: Трифон же хождаше лестию со Антоохом царем юным, и уби его (1Мак.13:31). Чрез кровопролитие, заговоры и советы, как Ахитофел (2Цар.16:23). β) Священные. Гордость препятствует молиться: ибо ежели всяк гордый преисполнен на ближнего своего ненависти, то, как он может хорошо молиться, будучи во грехе, а грешников Бог не послушает (Ин.9:31). Препятствует также повиноваться слову Божию и повелениям Его. Фараон вопрошает: кто́ есть, Бог? не вем Господа, и Израиля не отпущу (Исх.5:2). Не вопрошает себя: кто есть Фараон? ибо гордость воспрещает.

11) Гордость сама себя запутывает в сети. Цицерон, видно и в тех сыскал гордость, кои советуют убегать гордости, когда говорит: „кои пишут книги о избегании славы, те сим самым доказывают, что они желают славы».

12) Гордость безумна: ибо человека приводит в некоторый род дурачества так, что α) и не знает он сам, чего ищет. Так мать сынов Зеведеевых не знала, чего просила: не ве́ста, чесо́ про́сита (Мф.20:22). Ищет и просит иногда того, что бесполезно для него, бесполезно и для ближнего, и что Богу дать не прилично. ß) что отлагает мысль о смертности своей: когда Александр Македонский величался о победе, тогда Архидам Лакедемонский сказал: „ежели бы ты измерил тень твою, то бы узнал: что она не более, как прежде была». γ) что приписывает себе то, что другие делают. В сем случае он подобен мухе, которая в то время, когда лошади с великим стремлением бежали и произвели великую пыль – сидела на колесе и, возгордившись, вскричала: „куды какая пыль! а всё от меня». Свойственно горделивому присвоять удачи себе, зависящие от единого Бога. В сем изобличая горделивца, Апостол говорит: что́ же и́маши, его́же не́си прия́л? (от Бога) (1Кор.4:7).

13) Гордость опасна. Рыбы, чем больше, тем скорее уловлены бывают: так, присвоящие себе великие чести, падши в беду, удобно уловляются, и в сети помыслов запутаны бывают.

14) Гордость ненасытима. Как страждущий водяною болезнью никогда жажды утолить не может: так горделивец – чем более получает честей, – тем более желает, и никогда довольным быть не может.

15) Гордость погибельна. Верблюд, желая получить себе рога – потерял и уши: так и горделивец, желая взойти на чести, часто лишается и того, что прежде имел.

§ IV

Чему уподобить можно гордость?

1) Гордость есть огнь, горящий в сердце человеческом днём и ночью, и всё, что есть близкое – поедающий. Сильный вихрь, всё навстречу попадающееся, ломает и стирает: гордость великим опасностям подвергает общество. Сенека202 говорит: „ах! в коликие бури, и в коликие вихри общество часто приводят горделивцы». 2) Гордость подобна парам, восходящим из земли и воды, и производящим громы. Она происходит из сердца, и есть причиною сильных возмущений. 3) Горделивец подобен хамелеону, которой имеет большое лёгкое, но лёгкое то, есть в средине пустое: так и он, извне полон величания и гордости, но в самой вещи есть ничто. Таков был Фарисей (Лк.18:14). 4) Гедера, по большей части, взвивается по стенам старым: так гордость, по большей части, занимает подлые души, наконец оные, подобно гедере, изъедает. 5) Как свиньи, в которых вошли бесы, бежаша по брегу в море, и утопо́ша (Мф.8:32) в море, так горделивцы, в коих присутствует дух гордости, ежели не покаются – все получат в наследие езеро огненное; ибо Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет.5:5). 6) Гордость подобна жене, (Вавилонской блуднице) облечённой в порфиру златкованную, имущей златую чашу в руке своей, полну мерзости и смрада (Откр.17:4). Ибо α) гордость есть духовная любодейца, отводящая душу, невесту Христову, от Жениха её. Начало гордыни человеку отступление от Господа (Сир.10:14). β) Одеяна в порфиру ложной славы скороимеющей погибнуть по оному: прехо́дит образ мира сего (1Кор.7:31). γ) украшена златом богатства, – златом, которое не возможет изъяти в день гнева (Соф.1:18). Гордость держит чашу, исполненную любви к самому себе, исполненную отвращения, ибо от всех гордых Бог имеет отвращение. [Снеси: (Сир.10:7), (Пс.12:5–6)].

§ V

Разные наказания преследуют гордых. 1) Гнев и негодование Божие. Соломон говорит: нечист пред Господем всяк высокосердый (Притч.16:5). „Пустая слава есть мать геенны, возжигающая сильный оный огнь, и червь не умирающий питающая», – говорит Златоуст203. 2) Разрушение советов их: Бог расточает гордыя мыслию сердца (Лк.1:51); на них исполняются оные Давидовы слова: помы́слиша советы, ихже не возмогут соста́вити (Пс.20:12). 3) Опустошение войною. Так говорит Бог у пророка Иезекииля: поне́же вознесе́ся сердце твое, и рекл еси: аз есмь Бог (Иез.28:2). – Се, аз наведу на тя чуждыя губители от язы́к, и извлекут мечы́ своя на тя (Иез.28:7) и проч. 4) Низвержение. „Кто, презревши степени, возводящие на гору, хочет взойти на оную по стремнинам, тот ищет себе падения», – говорит св. Григорий. Известен оный Клавдианов стих: „восходят на высоту, чтобы, оттуда падши, сильнее им убиться».

§ VI

Христине! великий порок есть гордость, и нашего омерзения достойнейший. Убо

1) Да отвлекут нас от него свидетельства Божии, учащие нас α) не забывать Бога: вознесе́шися сердцем твоим, и забу́деши Господа Бога твоего (Втор.8:14). Гордости прилично забывать Бога, как у Осии пишется: и вознесо́шася сердца их, сего ради забы́ша мя (Ос.13:6). β) Не иметь чуждых богов (Втор.17:3): кто гордится, тот имеет у себя чуждого бога, коему он служит, т. е. гордость. γ) Подражать незлобию детей: иже аще не приимет царствия Божия яко отроча, не имать внити в не (Лк.18:17).

2) Да отвлекает нас от гордости гнусность сего порока: ибо нет ничего гнуснее гордости. Бог есть огнь; человек есть сено, но – с огнём брань имеет. Бог есть свет; человек – маленькая искра в вечном огне, но – пред светом величается. Бог есть создатель; человек есть создание, прах, брение, но – противится своему Создателю. Потому-то говорит Сирах: почто́ гордится земля и пепел? (Сир.10:9).

3) Да отвлекает нас от сего порока представление нашего начала (Быт.1). Мы сотворены из земли. Римляне, когда победителю подносили корону, говорили: „помни, что ты человек». От гордости нас отвлекать должно воображение нашего конца: земля еси, и в землю отъи́деши (Быт.3:19).

4) Да отвлекает нас от сего порока рассуждение о искуплении Христовом. Гордость наша причиною Его смирения; возвышение наше Его унизило; снизошёл Он, дабы мы горделивых о себе мыслей не имели: научи́теся от мене́, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11:29).

5) Да отвлекают нас от сего порока казни, коими Бог угрожает. Иов говорит: егда́ бо мнится уже утвержде́н быти, (горделивец) тогда в конец погибнет (Иов.20:7). Горе, – говорит Исаия, – и́же му́дри в себе самих и пред собою разу́мни (Ис.5:21). Бог искореняет дома их, как пишет Соломон: до́мы досади́телей разоряет Господь (Притч.15:25). Наказует их червием, якоже Антиоха, о коем так пишется: он же, и́же мало прежде мняй волнам морским повелева́ти, от гордости паче челове́чи, и ме́рилом высоту гор мня́ся изме́рити, до земли смире́н на носи́ле нося́шеся, явную Божию силу всем показу́я; яко и от телесе́ нечестиваго че́рвию кипети (2Мак.9:8–9).

6) Наконец, да вселит в нас омерзение к сему пороку, особенная любовь Божия к тем, кои суть смиренны сердцем: и на кого воззрю? – говорит Бог, – то́кмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес моих? (Ис.66:2). Отвергнем убо от себя всякую гордыню. Возлюбим смирение – сию любезнейшую Богу добродетель, – да и Бог нас возлюбит любовью вечною. Смиримся под крепкую руку Божию, да вознесе́т нас во время (1Пет.5:6), в день оный великий и просвещённый.

* * *

201

Евсевий, зри б-нения, том I, часть I, о соборах.

202

В томе 95.

203

В толковании на послание к римлянам, беседа 17.

Комментарии для сайта Cackle