Рассуждение двадцать пятое. О гладе

Послю́ стрелы глада на ня, и будут во скончание (Иез.5:16).

§ I

Глад есть двойственный: один – естественный или телесный, другой – духовный. Глад телесный есть, когда человек лишается пищи, укрепляющей силы его. Душевный глад взимается или на добрую, или на худую сторону.

1) Ежели взимается на добрую сторону, есть α) глад или алкание правды, то есть сильное желание правды и приобретение её: блажени алчущии и жаждущии правды (Мф.5:6). Глад, по определению любомудрствующих умов, состоит в желании горячего и сухого, а жажда – в желании влажного и хладного: так духовный глад верной души желает горячести любви Христовой, да насытит Он здесь ею бедного грешника, и влажности Святаго Духа. В телесной пище есть вкус, услаждающий приправу оной: в духовной пище, коею насыщается душа, есть вкус сладости, к коей нас призывает Давид: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс.33:9). Ядущие пишу телесную, приносят её к себе: мы, духовную пищу, привлекаем верою, и она в сердце нашем, как в желудке сваривается. Пища должна быть сытная, ибо есть пища, не насыщающая человека. Духовная пища весьма насыщает души, как говорит Бог у Исаии: послушайте мене́, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша (Ис.55:2). И на другом месте: се, работающии ми я́сти будут, вы же вза́лчете: се, работающии ми пи́ти будут, вы же возжа́ждете (Ис.65:13). И у Иоанна пишется: аз есмь хлеб животный: гряды́й ко мне не имать взалка́тися, и веруяй в мя не имать вжа́ждатися никогдаже (Ин.6:35). Земные добра не насыщают сердца человеческого, а, подобно солёной воде, к большему желанию побуждают. Они суть рожцы, от коих насытится желал мний сын: и желаше насытити чрево свое от роже́ц, яже ядя́ху свиния́ (Лк.15:16). Причина глада нашего есть жар, истребляющий влажность: так, когда гнев Божии нас устрашает, и душевные силы истощает, когда строгость закона нас поражает: обетша́ша кости моя́ (Пс.31:3), тогда начинается в нём глад правды. Алчущие уменьшают глад свой, и Господь алчущих правды исполняет благ. Алчущие телесно могут чувствовать омерзение от пищи: а насыщающийся пищей духовною – всегда алчет: ядущии мя, – говорит Сирах в лице Бога, – еще́ взалчут, и пию́щии мя еще́ вжа́ждутся (Сир.24:23). Сюда надлежит ß) глад вечных благ в будущей жизни, о коем Давид: им же образом желает елень на источники водныя, си́це желает душа моя к тебе, Боже (Пс.41:2). Сей глад в своё время истребляется, в будущей, то есть жизни, где по свидетельству Иоанна, не вза́лчут ктому́, ниже́ вжа́ждут (Откр.7:16). Алчба духовная и жажда духовная есть желание души, которое истребит Дух Святый, когда всякое желание исполнит: насы́щуся, внегда́ яви́тимися славе твоей (Пс.16:15). – Блажени алчущии и жаждущии правды: яко ти́и насытятся (Мф.5:6). В сей же жизни сие желание не истребляется.

2) Ежели взимается на худую сторону, то означает лишение слова Божия, о коем так говорит Бог чрез Амоса: се, дни́е грядут, глаголет Господь: и послю́ глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (Ам.8:11). Сей глад посылал Бог во дни Илии первосвященника, как пишется: и глагол Господень бе честен в тыя дни: не бе видение посылаемо (1Цар.3:1). [Снеси: (Ос.3:4)]. С сим гладом соединено утруждение: и принесо́ша, – пишется, – Давиду и людем иже с ним, я́сти: бы́ша бо людие гла́дни и утружде́ни и жа́ждни в пустыне (2Цар.17:29). [Снеси: (Пс.58:7)]. За телесным гладом следует вопль, как пишется о Египтянах: и взалка́ вся земля Египетская: возопи́ же народ к Фараону о хле́бех (Быт.41:55): так вопль сердечный последует душевному гладу. С гладом телесным соединено истощение, о коем у Иова: пояде́ны да будут плесны́ ног его (Иов.18:13); и глад слова Божия истощает душевные силы; тогда живущие в Египте мира сего забывают сытость свою. Глад телесный истребляет землю: и погуби́т глад землю (Быт.41:30): так за недостатком слова Божия последуют ужасные опустошения, истребляющие землю. Наконец, за телесным гладом следует смерть: и множество бысть мертвых глада ради, и жажди водныя (Ис.5:13): так, не имеющие слова Божия, наконец душою умирают.

§ II

Есть ещё глад Божиего отмщения, упоминаемый в Апокалипсисе: сего ради во един день прии́дут язвы ей, смерть и плачь и глад; и огнем сожжена будет (Откр.18:8). Во аде такой будет глад, что грешники как бы тело своё по подобию Зенона, греческого Императора, будут грызть.

§ III

Причины глада не суть множество народа, ибо Бог в состоянии насытить создание Своё; ни Евангелие и вера Христианская; но причина действующая и попущющая глад:

Первое – есть Бог: послю́ стрелы глада на ня, и будут во скончание (Иез.5:16). Не исключаются так же и причины вторичные, кои суть: α) Жар солнечный всё иссушающий, как во времена Илии. В 1553 году от чрезмерного солнечного зноя многие леса сгорели. В 1473 году в Богемии, зажжённый от солнечного жару лес, 18 недель горел. β) Великий град, избивающий в конец все нивы, как в Египте. γ) Ужасное наводнение, все семена измывающее. δ) Кораблекрушение. В Венеции был сильный глад; жители Венецианские просили Турок о доставлении себе осенних припасов, кои, согласясь на их просьбу, послали двадцать четыре корабля наполненные припасами; но почти все они в Венецианской пристани в ярых погрязли волнах. ε) Удержание дождя. ζ) Нашествие насекомых, пругов, саранчи, и мышей. μ) Истребление съестных припасов во время войны огнём.

Второе. Причины, рождавшие глад суть пороки людские и, во-первых: α) Идолослужение, за которое так грозит Бог у Иеремии: смертию лютою изо́мрут, не опла́чутся и не погребу́тся: во образ на лице земли будут, и мече́м падут и гладом скончаются (Иер.16:4) и проч. [Снеси: (Иер.15:2)]. За сие казнены Израильтяне гладом трёхлетним во время Ахава царя и Илии пророка.

ß) Презрение завета Божия и слова проповеданного: дам, – говорит Бог, – му́жы преступи́вшыя завет мой (на глад) и не хранящыя словес завета моего (Иер.34:18). Хананеи, за презрение слова Божия, наказаны были гладом во времена Авраамовы (Быт.12:10). Язычники, во времена Максимина мучителя, по свидетельству Евсевия, угнетаемы были гладом35.

γ) Надежда, полагаемая в помощи человеческой и в силе. Так Давида, за исчисление народа Израильского (которое было знаком его гордости, и малого надеяния на Господа), желает Бог наказать гладом: избери себе бы́ти: или прии́дут тебе три лета глада на землю твою (2Цар.24:13).

δ) Безопасность в пороках: земля аще согрешит ми, еже па́стися грехом, простру руку мою на ню и сотру утверждение хлебное и пущу на ню глад и возму с нея́ человеки и скоты (Иез.14:13).

ε) Неповиновение правителям. Так глаголет Бог: страна же и царство, ели́цы аще не поработают царю Вавилонску и ели́цы не вде́жут вы́и своея́ в ярем царя Вавилонска, мече́м и гладом посещу их (Иер.27:8). Также неповиновение служителям Божиим, как пишется: и сотру я мече́м и гладом (Иер.29:18), – зане́же не послу́шаша словес моих, глаголет Господь, яже послах к ним рабы моими пророки, рано востая́ и посылая, и не послушасте, глаголет Господь (Иер.29:19). И

ζ) Неповиновение родителям бывает причиною глада. Блудный сын не послушал ни советов, ни угрожений, ни прошений отца своего, отделился от него, пошёл на страну далече; но что с ним случилось? изжившу же, – пишется, – ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начат лишатися (Лк.15:14). Вот плод непослушания!

μ) Утеснение брата своего убогого. Так говорит Бог у Иеремии: вы не послу́шасте мене, нарещи́ отпущения ки́йждо брату своему и ки́йждо ближнему своему; се, аз нарица́ю отпущение вам на меч, и на смерть, и на глад (Иер.34:17).

ϑ) Леность. Души же, – говорит Соломон, – муже́й жена́м подобных вза́лчут (Притч.18:8). И на другом месте: душа же празднаго взалчет (Пртч.19:15). – Кои со гу́сльми и певни́цами, и тимпа́ны, и свирельми вино пию́т, на дела же Господня не взирают и дел руку́ его не помышляют; из тех множество будет мертвых глада ради (Ис.5:12–13).

Третье. Причины истребляющие глад суть: 1) Бог, ибо Он даёт пищу алчущим (Пс.145:7), избавляет души от смерти (Пс.32:19) и питает их во гладе, показывает место убежища от глада, как Аврааму: и бы́сть глад на земли́: и сни́де Аврам во Египет всели́тися тамо, яко одоле́ глад на земли́ (Быт.12:10). И Исааку, как пишется: бысть же глад на земли́оти́де же Исаак ко Авимелеху (Быт.26:1) – яви́ся же ему Господь и рече́: не ходи во Египет, вселися же в земли́, в не́йже ти реку́ (Быт.26:2). 2) Человеки: они истребляют глад покаянием. Ибо Бог не в рассуждении заслуги, но в рассуждении порядка взирает на их покаяние и истребляет глад (3Цар.8:37–38). Истребляется глад молитвою и проследованием Христу, как народ мног, шедший по Иисусе, насытился хлебом (Ин.6:11–12). Истребляется глад упражнением во взаимной любви, наблюдением порядка, раздроблением хлеба неимущим, благодарением, ощадливостию, постоянною надеждою в призывании Бога (Пс.36:18–19).

§ IV

Примеры.

1) В рассуждении недостатка съестных припасов: в Самарии так сильный был голод, что люди ели голубиный кал, как пишется в книге Царств: и бысть глад велик в Самари́и: и се, обседо́ша ю, до́ндеже бысть глава осло́ва за пятьдесят сикль сребра, и четвертая часть меры гноя голубинаго за пять сикль сребра (4Цар.6:25). Таков глад был во время осады города Иерусалима от Навуходоносора (Иер.22:7). Жестокий глад был и во время Клавдия Кесаря во всей вселенной, о коем пророчествовал Агав (Деян.11:28). При осаде города, называемого Казилины от Аннибала, по 200 сестерций продавалась одна мышь36.

2) В рассуждении того, что люди людей ели. Во время осады Самарии, при Иораме, Израильском царе, матери ели своих детей (4Цар.6:26–28). Во время осады Иерусалима от Тита Веспасиана, тоже самое происходило. При осаде Калугурии, Испанского города от Книдия Помпея, граждане и детей, и жён собственных ели. Когда Камбиз, Киров сын, пошёл войском на Арапов, то войско его в такой глад пришло, что царь повелел со всего войска резать десятого человека в пищу другим.

3) В рассуждении того, что люди сами себя сжигали. Евтропий повествует, что жители Сагунта, Испанского города, осаждённого от Финикийцев, не могши претерпеть глада, сами себя сожгли. А сие уже и весьма часто случалось, что люди, изнуряемы гладом, питались кореньями, корой с дерев и травами.

§ V

Пагубное есть зло – глад; однако: α) научает нас познавать отеческое Божие провидение, которое как скоро отъемлется от лица земли, то находит глад: отвра́щшу же тебе лице, (всяческая) возмятутся (Пс.103:29), – благослови́ши венец лета благости твоея́, и поля́ твоя́ исполнятся ту́ка (Пс.64:12). ß) Научает нас благодарить его за пищу и питие; возбуждает рассуждать, что мы живём в мире, как в изгнании или пустыне; укрепляет нас в понесении оного примерами. γ) Научает нас укрощать плоть, ибо наполненный желудок возбуждает разжение плоти. δ) Советует нам малым довольствоваться, то есть, чтобы в сходство увещания Павлова, не имели точию недостатка в пище и одежде (1Тим.6:8); напоминает нам о том, что Бог чрез оный искушает веру нашу и христианское сердце, которое должно быть и во время глада благорасположенно к ближнему. Здесь открываются сердца, здесь узнаётся или щедрость, или сребролюбие.

Христе Боже! – истинная и неуменьшаемая пища! избави нас всегда от глада, изъедающего плоти наши, паче же от глада, мучащего души. Подавай нам всегда пищу: хлеб Небесный, Тебя Самого. Но притом освящай нас, да достойно Тебя причащаемся; не отринь нас от сия трапезы до последнего нашего издыхания; да так в мире почивши, истее Тебя причастимся в невечернем дне Царствия Твоего.

* * *

35

Кн. 9, гл. 8.

36

Плиний, кн. 8, гл. 57.

Комментарии для сайта Cackle