Азбука веры Православная библиотека архиепископ Сергий (Спасский) Слово в день Рождества Христова. О тайне воплощения Сына Божия

Слово в день Рождества Христова. О тайне воплощения Сына Божия

Источник

Произнесено в Большом Московском Успенском соборе 25 декабря, 1868 года.

Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим.3:16).

Великая тайна явления Сына Божия во плоти есть основание всей веры христианской. Посему святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов научает христиан отличать истинных учителей от ложных исповеданием сей тайны: о сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть: и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, егоже слышасте, яко грядет (1Иоан.4:2–3). К великому прискорбию и ныне, как во времена апостольские, есть явные противники сей тайны и между самими христианами встречаются такие, которые, хотя приемлют и исповедуют сию тайну, но побуждаемые то любопытством, то некоторым сомнением, вопрошают иногда: «Ужели для спасения человека потребно было явление Сына Божия во плоти на сей малой и бедной земле? Всеведущий и Всемогущий не мог ли избрать другого средства к спасению падшего, кроме сей тайны, которая служит крестом для ума человеческого?» Без сомнения, тайна сия навсегда останется тайною не только для ума человеческого, но и для высоких умов первоверховных ангелов; однако христианину, и по совершении тайны, утвержденной и утверждаемой неопровержимыми свидетельствами истории, не только не возбранено, но и необходимо размышлять о потребности сей великой тайны для нашего спасения, дабы, ощутив потребность оной, усвоять ее себе разумною и деятельною верою.

У одного могущественного царя земного был неверный правитель, он возмутил и отторг немалую часть его царства. Но царь был сколько могуществен, столько и милостив; он употребил все кроткие меры к вразумлению отпадших. Довольное число из них желали возвратиться под власть законного государя, но не имели сил восстать против возмутителя и его многочисленных сообщников. Итак царь и его неверный правитель готовятся к борьбе; обе стороны стягивают свои силы с обширных областей разделенного царства. Великодушный государь ничего не жалеет для возвращения своих несчастных подданных: он посылает единственного своего сына в ряды верных ему воинов; и вот при одном ничем не замечательном селении на пространстве нескольких стадий произошло сражение и в несколько часов решена судьба обширных областей разделенного царства: возмутитель побежден сыном царевым; ничтожное селение, при котором происходила знаменитая битва, сделалось славным и всему миру известным; там описан и измерен каждый шаг земли; там воздвигнут величественный памятник и память сего события передается из рода в род. Столь великое дело любви, возможное у человек, почему невозможно у Бога? Не подобное ли произошло во вселенной? Один из высших духов отторг многочисленное воинство небесное или, как говорит Тайнозритель, третию часть звезд небесных (Апок.12:4), отторг и нашу малую землю от Царя Небесного, и вот на сей точке обширной вселенной открывается борьба и враг побеждается Сыном Божиим, Который после того вступает в среду темного царства его и изводит оттуда пленников. О Божественном имени победителя поклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. Малая земля наша сделалась предметом удивления небожителей, которые желают... приникнути (1Петр.1:12) в таинство спасения погибавших и содействуют освобождению их из-под власти возмутителя. И так те, которые, измеряя безмерные пространства и исчисляя тмочисленные светила небесные, поражаются величием их в сравнении с малою землею, да не колеблются ветром сомнений: в мире духовном есть другие высшие законы, по которым великое в мире вещественном может быть мало в духовном и малое в мире вещественном может быть велико в духовном; да обратятся среди сомнений к духовному Солнцу Христу и Он привлечет их к Себе, как привел Он к Себе звездою древних мудрецов востока вскоре по Рождестве Своем на земле; тогда они воззовут вместе с царем Давидом, который не через орудия вещественные, в те времена еще не известные, но в Духе Божием созерцая величие вселенной, воскликнул: «Господи... Когда взираю... на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8).

Чтобы яснее уразуметь потребность великой тайны явления Сына Божия во плоти на земле, предпоставим Вифлеему и Голгофе Едем, сравним историю падения с историей спасения человека. Человек в раю возомнил быть равным Богу хищением; аще... снесте от него, говорил змий искуситель жене, указывая на древо познания добра и зла, будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3:2–5). И се Сын Божий, Который не восхищением непщева быти равен Богу... Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (Флп.2:6–8). Жена, чудно созданная от плоти и кости первого мужа, предначинает падение необычайной гордостью и непослушанием; Пресвятая Дева, которой определено чудно родить Спасителя мира, предначинает спасение необыкновенным смирением и преданностью воле Божией. Ангел тмы является к одной жене для искушения и соделывается виновником падения; светоносный Архангел является к Деве, обрученней мужеви, такожде без мужа, и соделывается посредником искупления. Созданные из персти земной не были довольны прекрасным раем, Самим Богом для них насажденным; и вот Создавший неисчислимые светила небесные и тмы тем горних духов рождается в малой пещере земной, согревается дыханием бессловесных животных. Человек, поставленный царем земли, землею не довольствуется; взыду выше облак, буду подобен вышнему (Ис.14:14), говорит он в уме своем; и вот Господь неба и земли причисляется к подданным Августа, бежит от Ирода, терпит поношения и унижения от рабов. Древо, посреди рая насажденное, с его сладкими, но смертоносными плодами, служит орудием падения; древо креста, посреди земли утвержденное, с его горькими, но живоносными муками, служит орудием спасения.

Так вполне удовлетворено правосудие Божественное. Так уплачен совершенно безмерный долг, тяготевший на человеке! Странно было падение человека! Что ж, если чудно и спасение падшего? Ров изры... ископа... и впадет в яму, юже содела (Пс.7:16). Глубокий ров ископал прародителям змий-искуситель! Будете яко бози, сказал он жене и не знал, что в сие время явился пророком на главу свою; ибо мог ли он представить, что из утробы Жены в самом деле изыдет Богочеловек и сотрет главу его, и человеков соделает сынами Божиими?

Впрочем, хотя враг рода человеческого поражен в главу Иисусом Христом, но совершенная победа над ним отложена до последних времен мира; ибо, по воле Промысла, христиане должны бороться с сим обессиленным врагом и побеждать его при помощи благодати Божией; Царству Божию, по предречению Самого Господа, подобало из малого зерна возрасти в великое дерево. И вот сие дерево более и более покрывает своими ветвями землю. Всюду водружается крест Господень. Благотворение явное и тайное, не зная пространства и различия племен, всюду простирает руку свою и многоразличными зданиями своими, как дворцами, украшает землю. Но, к скорби истинных последователей Христа, древний змий немало имеет и своих последователей. Семя гордости и превозношения, им посеянное, в одних местах исторгаемое, в других снова растет. Опасность стать на стороне врага Божия угрожает ныне не только отдельным лицам, но даже целым народам. Так за семь десятилетий пред сим в стране, которая в древности известна была своим благочестием, жители первенствующего града, возгордившись успехами ложного просвещения, подверглись крайнему ослеплению: восстав против царя земного, одновременно восстали против Царя Небесного, осквернили храмы Божии и в лице одной безстудной жены воздали торжественно поклонение разуму, тому слепому разуму, который еще в раю в лице жены возомнил равняться уму Божественному; за тем поднялась молниеносная буря воинская, всколебала племена и народы, достигла до сего первопрестольного града, коснулась сего священного храма, но после того возвратилась вспять. Князь века сего еще не довольно имел поклонников своих, и зло снова должно было сокрыть подъятую главу свою во тму, дабы продолжать свои дела темные. Не менее поучителен пример и другой страны. Первоначально, оставив предание вселенской Церкви, она думала иметь чистое учение Христово, но наконец дошла до того, что многие сыны её стали оставлять и святое Евангелие и прилепляться к тем, которые льстят их учением, хотя и не новым, тварь возводят на степень Творца, Творца низводят на степень твари, во всем видят своего бога и нигде его не обретают. Но это только начало болезням. Святое Писание предрекает и события предутверждают, что в последние дни мира князь тмы воздвигнет из среды рабов своих во всем подобного себе противника Богу: тогда открыется человек беззакония, сын погибели (2Сол.2:3), и царь возвысится, поскольку змий даст ему всю силу свою и престол свой и область великую... на всяком колене и... языцех и племенех (Дан.7:24, 11:36; Апок.13:2–7); он будет превозноситься паче всякого глаголемого Бога или чтилища Его, якоже ему сести в церкви Божией, яко Богу, показающу себе, яко Бог есть (Апок.13:6; 2Сол.2:4; Дан.7:25, 11:36–39). Так зло, посеянное в сердце прародителей наших убийственною лестию: будете яко бози, наконец в лице антихриста принесет зрелый плод свой! Так глубоко и странно падение человека! Но тогда как явится сын погибели, показующу себе, яко Бог есть, явится и Сын человеческий во всей славе Своей и вси святии Ангелы с Ним. Итак, как ни велика тайна воплощения Сына Божия, но это светлая тайна, освещающая всю историю рода человеческого, объясняющая события прошедшие, проливающая свет на происшествия настоящие и открывающая завесу будущего.

От летописей мира обратимся к скрижалям сердца человеческого и посмотрим, не носит ли человек в самом себе постоянного свидетельства о потребности великой тайны воплощения Сына Божия. Подлинно тогда яснее понятна будет потребность крайнего снисхождения Сына Божия до Вифлеемского вертепа, когда мы постигнем всю глубину падения природы нашей. Чтó говорят о природе человеческой люди, которые со всем вниманием изучили ее? Великие подвижники христианства, всю жизнь посвятившие на изучение тайных сторон сердца человеческого, всю жизнь проведшие в борьбе со своими помыслами, наконец, достигшие того, что могли прозревать помыслы других, сознаются, что нет глубже и опаснее язвы в сердце человека, как превозношение, что нет степени нравственного совершенства, с которой нельзя бы было пасть через самомнение и потерять плоды многолетней доброй деятельности, и что единственно только при помощи благодати Божией можно противостоять сему злу. Другие же испытатели сердца человеческого, не озаренные светом благодатного просвещения, любомудрствуя по опыту о начале деятельности человека, дошли до той мысли, что самолюбие есть основание всех его действий, что оно даже естественно и необходимо человеку. Но откуда это странное явление в природе человека – это нередко примечаемое стремление казаться выше обыкновенного человека и быть на самом деле ниже человека? Ужели это естественно? Нет! Это возможно только у потомков тех, которые, имея душу, соединенную с перстию земли, допустили обольстить себя словами: будете яко бози. Дивно ли, что тайна явления Сына Божия во плоти так близка сердцу человека, когда он постигнет все бессилие падшей своей природы?

Итак, заметит ли кто приражение к себе духа гордости, занимает ли кого знатность рода, богатство, красота, сила, власть, ум и самый подвиг добродетели: да вспомнит он о вертепе и яслях Вифлеемских. Почто еще гордится земля и пепел? (Сир.10:9)

Представится ли кому, напротив, вся тяжесть грехов, им содеянных, и отчаяние начнет проникать в душу его: да вспомнит, что нет греха, превышающего заслуги Единородного Сына Божия, Который сходил на землю не праведников, но грешников спасти.

Изнемогает ли кто под бременем болезней, бедности и других многоразличных бедствий: да вспомнит, что Господь неба и земли за наши грехи благоволил претерпеть уничижения и величайшие страдания от пелен Вифлеемских до креста на Голгофе, а нам предоставил нести наши малые кресты на малое время для нашего вечного блага.

Облек ли кого Господь властью, благословил ли богатством земным: да употребляется то и другое ко благу ближних. Весте, говорил святый апостол богатым коринфским христианам, увещевая их помочь бедным Иерусалимским собратиям, весте... благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища, богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся (2Кор.8:9). Аминь.


Источник: Слова доктора богословия архимандрита Сергия. - Москва : Тип. А. Гатцука, 1882. - 214, II с. / Слово в день Рождества Христова. О тайне воплощения Сына Божия. 40-48 с.

Комментарии для сайта Cackle