Веселимся Божественне!

Источник

Радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (Ин.15:11).

Приидите... божественного веселия... Царствия Христова приобщимся (Пасх. Кан. песн. 8, троп. 1-й).

Христос Воскресе!

В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя храм, останавливается перед закрытыми дверями, в душах проходит неуловимое во времени, но духовно значительное мгновение некоего недоумевающего, вопрошающего молчания: «кто отвалит нам камень от двери гроба» (Марк.16:3)? и явится ли гроб пуст, ибо воскресе Христос? И когда отверзаются двери пред знамением креста и входим в сверкающий огнями храм при пении ликующего пасхального гимна, сердца наши заливает радость, ибо Христос воскресе из мертвых. И тогда совершается пасхальное чудо в душах наших. Ибо мы «видим Христово воскресение». «Очистив чувстаия» зрим «Христа блистающегося» и «приступаем исходящу Христу из гроба яко жениху». Мы тогда теряем сознание того, где мы находимся, выходим из себя самих в остановившемся времени, входим в субботство «покоя народа Божия» (Евр. 4, 9–10). В сиянии белого луча пасхального погасают земные краски, и душа зрит только неприступный свет воскресения: ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. В пасхальную ночь подается человеку в предварении уведать жизнь будущего века, вступит в царство Славы, в царствие Божие. Не имеет слов язык нашего мира, чтобы выразить в них откровение пасхальной ночи, ибо она есть тайна будущего века, которого «язык – молчание». Радость совершенная, подаваемая в эту ночь по обетованию Господа, есть Дух Святый, являющий нам волею Отчею Христа воскресшего. Дух Святый есть сущая радость во Святой Троице, Отца о Сыне и Сына об Отце, и Он есть радость в нас о воскресении Христовом. Им зрим мы воскресшего Христа, Он есть в нас Свет Христова воскресения. Пасха не есть для нас один из праздников, но «праздников праздник, торжество из торжеств». Все двунадесять великих праздников дают нам ведение Царствия Божия в делах Божиих, как событиях этого века, Пасха же не есть память о подобном событии, ибо обращена к веку грядущему. Пасха есть на земле преддверие явления славы, о коей молил Отца Христос в первоосвященнической молитве Своей, – небесного Иерусалима, который сходит в свершение времен, по пророческому видению, с неба на землю: светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Пасха есть жизнь вечная, состоящая в боговедении и богообщении. Она есть правда, мир и радость о Дусе Святе. Было первое слово воскресшего Господа в явлении женам-мироносицам: радуйтеся (Мф. 28, 9), и слово Его же в явлении апостолам: мир вам (Лук. 21, 36; Иоан. 20, 19. 29).

Жизнь будущего века не есть простое отрицание этого века с его уничтожением, но увековечение всего, что в нем того достойно, как и вечность есть не забвение или упразднение времени, но остановка его измеичивого бега. Прославление твари в воскресении совершается силою Божиею, однако же в собственной ея жизни подвигом самоотречения. Ибо Воскресение Христово происходит силою Его вольного страдания и крестной смерти: Смертию смерть поправ. Победа над смертию совершается изнутри, самою смертию. Жизнь этого мира до конца изживается в истощании смерти Христовой, как и смерть, до конца изведанная и пережитая, уже безсильна Его удержать (Деян.2:29), ибо она сама в Нем истощается: где твое, смерте, жало? (1Кор. 15, 55), поглощена смерть победою (1Кор. 15, 54). Воскресение есть не сотворение новой жизни, но победа над смертию в самой смерти, вечная жизнь, возсиявшая из смерти, исходящу Христу из гроба, яко жениху. Воскресение Христово есть поэтому и увековечение Его спасительной смерти, которая венчает Его искупительную страсть и весь путь воплощения. Воскресение Христово есть крестное, ибо совершается Крестом, силою жертвенного подвига любви и послушания. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим. В попрании смерти, в победе воскресения крест есть основание и сила радости воскресной. Блаженство рая хранит память о просветленном и преодоленном страдании, как и свет есть победа над «тьмой верху бездны», как Божий мир облекает красою и строем «землю пустую и безвидную». Сей век сохраняясь преходит в будущий, преображается в него, как преобразилось в воскресении земное тело Господа Иисуса. Тело воскресшего Господа хранит в себе язвы гвоздиные и ребро прободенное, как свидетельство своего самотождества, в этом единстве жизни сего и будущего века и раскрывается сила Христова воскресения.

Образ воскресения начертан в природе, и печать его в весеннем ея воскресении. Из земли после зимнего оцепенения весна подъемлет живые ростки, острыми иглами выходят из нея новые побеги, и они наливаются соками жизни. Весна одевается пестрой одеждою воскресения под живящими лучами солнца. И каждая весна природы пророчествует о грядущей весне всего мира. Смерть природы, побеждается теплом жизни, и пасха природы естественно дает место пасхе христианской. И как зима трудным путем своим ведет к весне, так и в христианской жизни дни Четыредесятницы и Страстной седьмицы вводят в св. Пасху. Иногда хотят люди избежать этого пути, не изведав, не пережив Страстной седьмицы. Но их чувства остаются неоткрытыми, в их душе не оказывается свечи для возжения пасхального света. Ибо «вчера спогребохся Тебе совостаю днесь, – воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера». Блажен, кто может в сердце своем повторить эти слова пасхальной песни. Радость есть увенчание скорби, свет велий во тъме и сени смертней возсиявает, смерть побеждается смертию, и пасхальное торжество есть духовный плод печали и постного подвига. После зимней печали зовет душу-невесту Жених: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя выйди (Песн.2:10).

Лучи света Христова воскресения проницают всю вселенную. В нем живы для нас и усопшие, им шлем мы пасхальное приветствие, как весть о воскресении, которую они по своему ведают. Не одна одушевленная и разумная тварь приемлет силу воскресения, но вся вселенная воскресает в теле Христовом, ликуя радостью пасхальною. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же весь мир видимый и невидимый». Вещему взору явно в природе взыграние радости пасхальной: и солнце «играющее», и воздух, и воды, и растения озарены лучами божественного веселия. Воскресающий дух человеческий не может вне себя находить мертвеющую, не воскресшую с ним природу, и он зовет ее к Христову воскресению.

Пасха есть радость евхаристическая. Господь не разлучился от нас в Вознесении, но оставил нам связь с Ним в св. причащении. Вкушая хлеб небесный и чашу жизни, мы осязаем являющегося Христа и Его воспеваем тогда гимном воскресения. О, пасха велия и священнейшая Христе, о, мудроте и слове Божий, и сила! подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего. Пасхальное торжество уже есть этот невечерний день, и радость пасхальная роднится с радостью причащения. Верующие напоены Христом, Господь близок с нами, Он нам является, как являлся апостолам до Вознесения. Пасха есть нарочитое таинство, подаваемое Церкви Духом Святым для ведения воскресшего Господа: воскресение Христово видевше поклонимся Господу Иисусу.

Пасха есть радость о Церкви, ея силою мы обретаем себя в Церкви, в единой жизни единого тела, тела Христова. Что остается обычно только призывом и обетованием, предстает ныне, как высшая действительность. Радость церковная дает нам видеть друг друга в Боге и радоваться чрез то о ближнем своем, как свойственно любящему о любимом. Пасха исполняет нас Духом Святым, который есть радость любви. Сей дар подается мужам духоносным в воздаяние подвига их. В душе преп. Серафима всегда сияла Пасха, и пасхальным приветом: Христос воскресе, радость моя, встречал он приходящих. И в нас, угрюмо-сумрачных и скупых на ласку, открывается в эту ночь сердце ликованию любви, в пасхальном целовании и приветном благовестии: Христос воскресе! В этом свете гаснут личные обиды, исчезают недобрые чувства. Разве любящим можно не прощать и разве не высшая радость любви прощение? Оно уподобляет нас Богу, прощающему блудного сына, венчающему его в брачном пире. Пасха есть общее прощение в радости любви. В любви пасхальной постигаем мы любовь Божию, превосходящую всякое разумение. В этом свете нет места мраку и тени. В огне ея все плавится и соединяется. Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящих нас простим вся воскресением. Пылает сердце радостью любви, которою оно горело у двух учеников, когда они видели и слышали Его идущим с ними на пути. Се и ныне Он среди нас, невидимо видим. Аминь.


Источник: Слова, поучения, беседы / Прот. Сергий Булгаков. - Paris : YMCA-press, 1987. - 535 с. / Веселимся Божественне! 269-268 с.

Комментарии для сайта Cackle