Богословие. Чтение 6. Происхождение мира видимого

Источник

Если кто-нибудь скажет вам, слушатели, что этот дом, в котором вы теперь находитесь, образовался или вырос сам собою, то вы, конечно, не признаете возможным этого, вы скажете, что есть строитель дома. Так скажете вы, согласно с требованием разума человеческого, потому что всякий разумный человек признает, что всякое действие имеет свою причину, что нет действия без причины. Так же точно нельзя допустить, с точки зрения разума человеческого, что весь видимый нами мир, вся вселенная выросла и образовалась сама собою. Если все в мире, как требует этого наш разум, имеет свою причину, то, следовательно, каждая причина, в свою очередь, является как следствие другой причины. В мире, таким образом, замечается непрерывная цепь причин и следствий. Восходя от одной причины к другой, разум наш должен прийти к признанию Первой Причины, так как бесконечный ряд причин немыслим для нас, как немыслим поток без начала. – Размышляя о мире, мы не можем не видеть, что все вещи в нем случайны: являются, изменяются и уничтожаются. Смотря на жизнь животных и растений, мы видим, как одни из них, устаревшие, умирают, разрушаются, на место их появляются новые и также зреют, стареют, умирают, сменяемые новыми, и так далее в бесконечном порядке. Если же все в мире случайно, то, значит, он существует не от вечности, а получил начало от кого-нибудь. Должно быть, следовательно, существо не случайное, а необходимое, вечное, самобытное; должен быть Творец мира. Еще в древности говорил праведный Иов: вопроси четвероногих, аще ти рекут, и птиц небесных, аще ти возвестят, повеждь земли, аще ти скажет и исповедят ти рыбы морския. Кто убо не уразумеет во всех сих, яко рука Господня сотвори сия (Иов.12:7–9).

Размышляя о мире, мы не можем в то же время не поразиться величием его. Наш мир настолько необъятен, настолько велик, что мы даже и представить себе не можем его величины. Земля, на которой мы живем, представляется нам обширною и даже неизмеримою, а между тем она в тысячи раз меньше солнца. Расстояние нашей земли от солнца, как вычисляют ученые, 140 милл. верст. Кроме земли, есть еще бесчисленное множество звезд. Некоторые из них отстоят от земли в тысячи раз больше, нежели она отстоит от солнца. И все эти звезды, которые кажутся нам малыми точками, по своей величине в тысячи раз более нашей земли. Как же велико должно быть пространство, на котором утверждены и солнце, и земля и звезды. Величины его ум человеческий и представить себе не может. Вообразите себе при этом, что многие светила небесные движутся в пространстве, не мешая, а, напротив, поддерживая одно другое. Священный ужас объемлет душу человека, если он только попытается мыслью перенестись в это пространство и вообразить его себе. В сознании своей ограниченности и своего бессилия, человек только может воскликнуть вместе с Давидом: дивны дела Твоя, Господи! (Пс.103:24). Ибо кто мог создать такой величественный мир? Разумеется, только один великий Бог. Так верно говорит Давид, что небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь (Пс.18:2). Величию мира, его необъятности, соответствует и та красота и тот удивительно стройный порядок, который мы замечаем в нем. От самых величайших небесных планет до самой маленькой былинки на земле, – все получило мудрое устройство, все имеет свою цель и назначение. Самая жизнь всего мира идет по порядку, никогда и ничем не нарушаемому: весна сменяется летом, лето – осенью, осень – зимою, день – ночью, ночь – днем. Кто мог дать такое устройство миру? Никто, как Бог. Поистине, дивны дела Господа, все премудро сотворил Он (Пс.103:24). Поистине, все небо и вся земля исполнены славы Его. Справедливо говорит Премудрый, что от величия красоты созданий сравнительно познается виновник бытия их (Прем. 13:5).

Но не одна только внешняя природа говорит нам о всемогущем Творце. Еще яснее свидетельствует о Нем сам человек. Высоко стоит человек над всеми существами, владыкою мира поставлен он. И животные и стихии мира – вода, огонь и воздух – все это служит на пользу его, для удобства его жизни. Откуда могло появиться такое чудное созданье, как человек, и кто мог дать ему такую власть и силу? Подумай, поразмысли каждый о себе, и в себе самом ты найдешь указание на великого Творца. Откуда в уме твоем мысли о верховном Существе, совершенном и бесконечном, и стремление к Нему? Не мог ты взять этой мысли из внешней природы, ибо все в ней ограничено. Не мог ты и сам придумать ее, ибо и ты сам существо ограниченное. Никто как Сам Творец вложил в твою душу мысль о Нем и стремление к Нему. Откуда в тебе тот нравственный закон, который побуждает тебя творить добро? Откуда в тебе тот неумолкающий голос, который награждает тебя миром за твое добро и наказывает тебя стыдом и раскаянием за содеянное тобою зло. Ты не мог сам придумать этого закона, этого голоса, потому что он тогда не имел бы для тебя понуждающей, властительной силы. Не могла дать тебе его и внешняя природа, ибо бессознательная подвластная неизменным законам, она не различает добра и зла. Только один Всеблагой Святой Творец мог наградить тебя этим голосом. Справедливо посему говорит св. Василий Великий: «точное рассмотрение самого себя доставит тебе достаточное руководство и для понятия Бога. Ибо если будешь внимателен к себе, то вовсе не будет нужно изыскивать Творца из устройства всего, но в себе, как будто в малом некотором мире, увидишь великую премудрость Создавшего тебя». (Вера, как увер. по уч. прав. А. Струнникова, 31 стр., 2 ч.). «Тебе, человек», говорит Тертуллиан, учитель Церкви, «предоставляется вопросить душу, сущую в тебе: она тебе скажет, чему она научена от Бога, первого своего учителя... Она всегда вспоминает о своем Создателе, о Его благодати, о заповедях Его и о цели своего существования» (там же, 27 стр.).

Так, слушатели, если вы будете размышлять о видимом мире, о происхождении которого мы беседуем с вами, то путем этого размышления вы легко придете к той мысли, что он не мог образоваться сам собою, и признаете, что должен быть великий, всемогущий и премудрый его Творец, этого требует здравый разум человека. Такому требованию разума отвечает и слово Божие, которое открывает нам, что мир сотворен Богом. Было время, когда не было ни земли, ни неба, ни солнца, ни луны, ни звезд, ни животных, ни человека, словом – не было ничего, а был только Единый Вечный Бог. Но наступило время, когда Всемогущий Бог из ничего одним Своим словом сотворил небо и землю. Св. Писание Ветхого и Нового завета согласно называет Бога Творцом мира, но особенно происхождение видимого мира повествуется в первой свящ. книге Бытия. Вот как повествует о сотворении мира св. бытописатель Моисей: в начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена и тма верху бездны и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет – и бысть свет. И виде Бог свет, яко добро: и разлучи Бог между светом и между тмою. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь; и бысть вечер и бысть утро, день един... (Быт. 1:1 и сл.). Остановимся пока на этом откровении. В сотворении видимого мира, как видно из повествования Моисея, различается два главных вида действия Божия. Во-первых, собственно творение, или произведение из ничего самой материи. Такое творение, как ясно видно из повествования Моисея, имело место еще до первого дня. Здесь под словом небо и земля нельзя разуметь видимого нами неба и нашей планеты земли. Ибо наше небо и наша земля, как дальше будет видно из повествования, сотворены были во второй и третий день. Если под словом небо, сотворенным до первого дня, можно видеть указание на сотворение мира невидимого, т.е. ангелов, – так как этому небу не приписывается того неустройства, которое приписывается земле, – то под этою последнею разумеется та первичная материя, которая не имела никакого вида и формы, и из которой после Бог творил видимый нами мир. Эта материя (земля) была необразована и пуста, она была покрыта мраком, подобна бездне, как чему-то неопределенному и бесформенному, и воде, как жидкообразному веществу. Она была тем хаосом, в котором было уже все – и вода, и огонь, и воздух, и земля. Над нею носился Дух Божий и сообщал ей жизненную силу, необходимую для ее образования и развития. Так слово Божие открывает нам, что видимый мир получил свое начало от Бога и был сотворен из ничего. Это согласно и с требованиями нашего разума. Если еще древние говорили: «из ничего ничего не бывает», то это изречение справедливо, т.е. само собою из ничего никогда не может произойти что-либо. Но учение о сотворении мира Богом из ничего не говорит нам, что мир образовался из ничего сам собою, а говорит, что он создан всемогущим Богом, следовательно – указывает причину и силу, образовавшую мир, хотя и непостижимым для нас образом. А вот это поистине непостижимо, если кто скажет, что мир существует сам по себе, без всякой причины. – Моисей говорит затем, что мир получил начало; следовательно, он не вечен. И это согласно с требованием нашего разума. Если признать мир вечным, то нужно будет придать ему такое свойство (вечность), которое может быть придано только абсолютному, верховному Существу, и т. обр. признать от вечности существующими два абсолютных, всесовершенных начала, что явно противоречит нашему разуму: два абсолютных начала рядом существовать не могут, и одно другим по необходимости ограничивается. «Если Бог не один вечен», говорил еще древний учитель Церкви Тертуллиан, «и все прочее не от Него произошло, в таком случае Он и не Бог. Два вечные и совместные начала не могут быть допущены по представлениям здравого разума» (Апологетика Н. Рождественского, т. 2, стр. 188).

Второе действие Божие в сотворении мира состоит в образовании его из сотворенной прежде материи. Это образование, по свидетельству Моисея, происходило так. В первый день Бог создал свет. При этом свет Он назвал днем, а тьму ночью. Таким образом, было положено начало времени. Во второй день Бог сотворил твердь, или видимое нами небо. В этот день часть вод, в виде легких частиц, составивших облака, поднялась вверх, утвердилась в воздушном пространстве, и открылось видимое нами небо. В третий день сотворены были вместилища вод на земле, суша и растения. В этот день, по слову Божию, образовались моря, реки; земля произвела зелень, траву и деревья, и все это на пользу животным и человеку. В четвертый день на тверди небесной, по слову Божию, появились солнце, луна и звезды для освещения земли и для того, чтобы по ним могли определять время: годы и времена года, месяцы, дни и часы. Земля, на которой мы живем, представляет из себя земной шар и не стоит неподвижно, а обращается вокруг солнца. Нам кажется с земли, что будто бы солнце ходит вокруг нее, но, на самом деле, как доказали ученые, земля обращается вокруг солнца. Во время обращения она то приближается к солнцу, то удаляется от него, и поэтому лучи солнца то падают прямо на землю и в том или другом месте дают свет и теплоту, то косвенно, как бы скользят по ней, и не дают в том месте теплоты, а только свет, так, напр., бывает зимою. От этого обращения земли вокруг солнца и бывают разные времена года: весна, лето, осень и зима. Обращаясь вокруг солнца, земля в то же время обращается, как принято говорить, вокруг своей оси, подобно колесу. От этого обращения происходят дни и ночи. Если бы не было обращения, то земля была бы обращена к солнцу постоянно одною стороною, и поэтому свет и теплота достались бы только одной половине земли, а на другой были бы всегда ночь и холод. Но Бог устроил так, что от обращения земли, подобно колесу вокруг оси, происходит то, что когда на одной стороне земли бывает день, то на другой – ночь, и обратно. Так премудро устроил Господь! В пятый день Бог создал рыб, животных земноводных и птиц и дал им способность размножаться. Так с пятого дня на земле стали появляться живые существа. В шестой день сотворены были животные, живущие на суше, и гады, пресмыкающиеся, так же, как рыбы и птицы, со способностью размножаться. Появились разные животные, большие и малые. Наконец, в тот же день Бог сотворил человека, мужа и жену, от которых произошли все народы земли. Человеком творение кончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих.

Таково библейское сказание о сотворении мира. Для правильного понимания этого сказания нужно иметь в виду, что Моисей описывает шестидневное творение не как ученый естествоиспытатель, а как просвещенный учитель веры. Чтобы быть понятным для всех, он выражается о действиях Бога Творца человекообразно и предметы мира физического описывает так, как они представляются глазу наблюдателя, а не ученому. Он называет, например, солнце и луну светилами великими, не по сравнению с другими светилами, а потому, что они кажутся такими с земли, подобно тому, как мы теперь говорим: «солнце восходит или заходит», хотя оно не двигается на самом деле, а только так представляется нам с земли. – Некоторые естествоиспытатели находят трудным совместить принятый у нас счет от сотворения мира в 7 тысяч лет с данными науки. Говорят, что по этим данным мир существует несколько десятков тысячелетий. Но если мы примем во внимание, что принятый счет начинается собственно со времени сотворения человека, а главное, что творение мира начато было еще до первого дня, то указанные данные науки не противоречат библейскому сказанию о сотворении мира1. – Не вдаваясь в подробности разбора библейского сказания о сотворении мира, не можем, однако не обратить внимания на то, что порядок мироздания в том его виде, как он изображается в 1-й главе Книги Бытия, независимо от некоторых частностей, представляет замечательное согласие с более достоверными выводами естествознания по вопросу о мирообразовании. «Все существенное, относящееся до порядка миротворения, вообще, и, особенно, до порядка сотворения нашей планеты, на которой, по преимуществу, сосредоточено библейское повествование о творении, изображается в Библии с точностью, не оставляющей места почти ни для каких серьезных возражений с естественно – научной точки зрения. По библейскому описанию, сотворению органического мира на нашей планете предшествует сотворение и образование неорганической природы; органический мир развивается постепенно; появлению в нем животного царства предшествует царство растительное; в самом животном царстве сначала являются низшие более простые организмы – водяные животные и пресмыкающиеся, затем более развитые и сложные – птицы и четвероногие; наконец, создается человек, как венец и завершение земного творения. Такой же порядок творения в общем целом изображается и в естественных историях мироздания» (Апологетика Н. Рождественского, т. 2, стр. 195). Не забудем при этом, что библейское сказание о сотворении мира появилось около трех с половиною тысяч лет тому назад, когда самая наука естествознания, может быть, и не существовала. Замечательно, что не только изображение общего порядка творения, но и некоторые частности библейского повествования о творении представляют поразительное согласие с результатами естественно-научных изысканий. По мере успехов естественных наук многое, что прежде казалось и считалось в библейском повествовании противоречащим результатам научных испытаний, теперь оказывается согласным с более точными и широкими научными исследованиями. Для примера укажем на достигнутое в новейшее время согласие между Библией и наукою в вопросе, касающемся происхождения света и светил небесных. В прежнее время, когда в физике господствовала гипотеза об истечении света из самосветящих тел, многим казалось невозможным принять сказание о сотворении света в первый день, а солнца – в четвертый. В новейшее время явилось другое мнение, почти общепринятое учеными, что свет есть вовсе не истечение из солнца, а тончайшая (эфирная) жидкость, разлитая в пространстве. Чрез это разрешилось само собою недоумение, казавшееся прежде неразрешимым, относительно того, каким образом на земле мог быть свет до появления солнца. Укажем еще интересный пример. До новейшего времени многие естествоиспытатели направления враждебного библейскому учению решительно отрицали возможность происхождения различных человеческих рас из одной первоначальной четы (Адама и Евы). Они утверждали, что различие человеческих рас настолько велико, что они не могли все произойти от одного человеческого вида. Теперь, когда не только виды одного рода, но и все вообще виды организмов дарвинисты находят возможным производить от одной первоначальной органической формы, возможность происхождения всего человеческого рода от одной первоначальной четы уже никому почти не кажется физическою невозможностью. Следовательно, в фактической своей части библейское сказание о творении мира не так не согласимо с наукою, как это кажется некоторым его противникам (Апологетика Н. Рождественского, т. 2, стр. 197–200).

Продолжим библейское сказание о сотворении человека. Человек сотворен был особенным образом, не так, как другие твари. Бог сотворил их одним Своим словом, человек же сотворен был иначе, Сотворению его предшествовал совет Бога в Святой Троице, именно Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26–27). И создал Бог тело человека из земли и вдунул 2 в лицо его дыхание жизни, т.-е. душу бессмертную и разумную. Итак, человек есть образ и подобие Божие. В чем же состоит образ и подобие Божие? Образ Божий заключается не в теле человека, потому что Бог – тела не имеет, – Он есть дух, – но в душе. Бог – вечен, и человека Он создал для бессмертия, дав ему душу бессмертную. Бог – всеведущ, человеку дан ум, способный познавать вещи и дела: он есть существо разумное. Бог – свят и всемогущ, человеку дана совесть, различающая добрые дела от худых, и воля свободная выбирать между добром и злом. Итак, образ Божий состоит в бессмертной, разумной, со свободною волею душе человека. Этими качествами он отличается от животных. Но человек сотворен был не только по образу Божию, но и по подобию. Первые люди по своей святости были подобны Богу, – они были безгрешны.

Первый человек назван был Адамом, что значит созданный из красной глины. Бог привел к нему всех животных, он дал каждому из них приличное имя. Но у человека не было помощника подобного ему. Тогда Господь Бог навел на Адама крепкий сон, во время которого взял одно ребро его и из него создал жену Еву. Бог привел ее к Адаму и благословил их, сказав: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю, обладайте ею и владычествуйте над всеми животными» (Быт. 1:28). От этой первой четы и произошли все народы земли. Не смотря на всю многочисленность и разнообразие племен человеческих, населяющих землю, все люди братья между собою, все одной и той же природы и поэтому, естественно, должны любить и беречь друг друга. Бог поселил первых людей в раю. Это был прекрасный сад, насажденный Самим Богом в странах Едема, на востоке, в тех краях, где теперь священный город Иерусалим. Первые люди жили в раю в блаженном состоянии. После грехопадения они потеряли прежнюю блаженную жизнь и стали жить тою жизнию, которою мы теперь живем. Итак, по учению св. Библии, человек есть творение Божие превосходнейшее, отличное от всех земных тварей и представляет собою образ и подобие Божие.3

Сотворенный Богом мир был не таков, как теперь. При сотворении все было чисто, прекрасно и безвредно. Моисей, повествуя о днях творения, неоднократно делает замечание: и виде Бог яко добро, а в заключение всего говорит: и виде Бог вся елика сотвори, и се добро зело, Да и понятно само собою, что всемогущий, всеблагий и премудрый Бог не мог создать ничего не доброго. В сотворении мира преимущественно и проявились эти три свойства Божии: всемогущество, благость и премудрость. Что всемогущество Бога проявилось в сотворении мира, об этом ясно говорит Ап. Павел: «невидимая Его, вечная сила и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Да и само собою понятно, что сотворить мир из ничего одним словом могло только всемогущее Существо, а таков и есть единый Бог. – Что в сотворении мира проявилась благость Божия, это также видно из того, что Господь дал всем живым существам все необходимое для их жизни. Эту благость Божию воспевает Давид в следующих словах: «благ Господь ко всем, и щедрость Его на всех делах Его... Очи всех устремлены к Тебе, и Ты даешь им пищу их в свое время, открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по желанию (Пс. 144:15–16). Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека, что бы произвести из земли хлеб» (Пс.103:14). Наконец, в сотворении мира проявилась и премудрость Божия. Размышляя о сотворении мира, Давид говорит: возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. (Пс.103:24). И действительно, всему в мире, и великому и малому, дано мудрое устройство, во всем замечается порядок, всему указано определенное место, цель и назначение. Кроме того, по сотворении все было чисто, прекрасно и безвредно. После грехопадения произошла перемена с миром и человеком. Появилось зло в мире и людях, болезни, борьба, вражда и, наконец, смерть. Но и теперь мир и человек свидетельствуют о премудрости своего Творца. И теперь все в мире имеет свое назначение и цель. Вода, напр., напояет землю, чтобы она могла производить растения;– эти последние доставляют пищу людям и животным, животные служат человеку и т. д. Можно указать целесообразность и в таких вещах, которые на первый раз представляются нам непонятными, напр., известно, что ядовитые растения вредны для человека, но они бывают иногда и полезны для него, ибо служат для составления лекарства. Таким образом, справедливо говорит премудрый сын Сирахов: «нельзя сказать, что это? для чего это? ибо все в свое время откроется. » Нельзя сказать, что это? для чего это? Ибо все создано для своего употребления (Сир.39:22–27). Птицы, рыбы и земные животные также указывают нам на премудрость их Творца. Господь сотворил их и устроил все необходимое для их существования. Он наградил их способностью находить себе место для жительства. Посмотрите, например, на то, как некоторые породы птиц два раза в год переменяют места своего жительства, перелетая с юга на север и обратно, смотря по времени года. Кто научил их этому? Как они перелетают тысячи верст без определенных дорог и без всякого видимого для нас руководителя? Все это устроил премудрый Бог. А посмотрите на то, как Господь наградил животных способностью отыскивать себе пищу и орудиями для защиты от врагов. Даже мелкие насекомые и те не забыты Богом. Многие из них обладают удивительным искусством строить себе жилища и добывать пищу, например, муравьи и пчелы. Искусство их настолько велико, что Премудрый посылает людей учиться у них мудрости и трудолюбию. «Пойди к муравью, ленивец», говорит он, «посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает вовремя жатву, пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют в здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славная: хотя силою она слаба, но мудростью почтена» (Притч. 6:6–8). Поистине, нужно сказать, что дивны дела Господни! Наконец, и высшее творенье Божие – человек – указывает на премудрость Творца. Господь наградил его различными членами с соответствующим назначением, что бы благодарил всегда своего Изряднохудожника, – как называется Господь в молитве при крещении младенцев. Господь одарил человека разумом и поставил господином всей земли, так что он силою своего разума покоряет себе таких животных, которые в несколько раз больше и сильнее его. Итак, всемогущий, всеблагий и премудрый Бог дал миру мудрое устройство, всему дал порядок, указал цель и дал средство к выполнению ее.

Если, как мы сказали, мира сначала не было, если он получил свое бытие от Бога, то, естественно, возникает вопрос, – с какою целью, с каким назначением сотворен был мир и в частности человек? По учению православной Церкви, Бог, будучи благ, сотворил мир и человека за тем, чтобы «и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости» (Прав. Исп. ч. I, отв. на в. 8); чтобы человек «познавал Бога, любил и прославлял Его и чрез то вечно блаженствовал » (кат. 1 чл.) Итак, целью творения мира была, во–первых, слава Самого Творца. Господь вся содела Себе ради, говорится в слове Божием (Притч.16:4). И действительно, по слову Божию, небеса поведают славу Божию (Пс.18:1) и вся земля исполнена славы Господа Саваофа (Ис.6:3, ср. Пс.148:1–15). Но прославление Бога было целью особенно при сотворении человека. Человек, как образ и подобие Божие, должен стремиться к своему Творцу всеми силами своей души, познавать Его и прославлять. Художеством разума исполни я, говорит Премудрый о Боге и первых людях, положил есть око свое на сердцах их, показати им величество дел Своих: да имя святыни Его восхвалят, и да поведают величество дел Его (Сир.17:6–8). Соответственно этому и Спаситель заповедал нам: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрые дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16). Заповедали и св. апостолы: прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор.6:20); аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите (1Кор.10:31). Прославляя Бога добрыми делами, человек будет уподобляться своему Творцу и таким образом достигать своего назначения. В ветхом завете Господь говорит людям: будете, святи, яко Аз свят Господь Бог ваш (Лев.11:44); и в новом завете Спаситель заповедал: будите убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:48).

Другая цель сотворения мира состоит в блаженстве тварей. Из слова Божия известно, что Господь дает всему жизнь, дыхание и все необходимое для жизни (Деян. 17:25), и исполняет всяческая Своея благости (Пс.103:28). Но и помимо этого, прославляя Бога добрыми делами, человек этим самым достигает блаженства. Следствием добрых дел, благочестия, и наградою за них бывает блаженная жизнь, по учению Спасителя о блаженствах (Мф.5:3–12). Благочестие, поучению апостола Павла, на все полезно есть, имуще обетование живота нынешнего и грядущего (1Тим.4:8).

Наконец, при сотворении человека, ясно было высказано Богом и назначение его по отношению ко всем тварям. Сотворим человека, говорит Господь, по образу нашему и по подобию; и да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли (Быт.1:26). Таким образом, человек был поставлен царем и владыкою всего мира. И, действительно, все на земле служит ему – и земля, и вода, и огонь, и воздух, и животные. Правда, после грехопадения первых людей изменилось отношение человека к природе: природа, вообще, и, в частности, животные стали враждовать с ним. Но и теперь человек не совсем лишен своей власти, и теперь, при различных бедствиях, по милосердию Божию, он остается владыкою мира и силою своего разума покоряет себе природу и животных. Животное и теперь чувствует над собою власть человека. Это можно видеть из тех примеров, когда так называемые укротители зверей настолько усмиряют хищных животных, львов, тигров и др., что безбоязненно входят к ним и остаются невредимыми. Эти люди действуют, впрочем, страхом оружия. Известны другие примеры, а именно – человек покоряет своей воле животных не страхом или искусством, а своею святою жизнью. Примером этого может служить пророк Даниил, не тронутый во рве голодными львами. Из жития святых известно, что многие пустынники жили в мире с дикими животными, напр. преп. Сергий и Серафим из своих рук кормили медведей. Ясно, что животные чувствуют над собою власть человека, а следовательно, он и теперь может быть назван царем и владыкою мира. Размышляя о достоинстве человека и его отношении к творению Божию уже после его грехопадения, Давид восклицает: Господи, что есть человек, яко помниши его? или сын человек, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польские, птицы небесные и рыбы морские (Пс.8:5–8).

Итак, слушатели, вся природа получила свое бытие от всемогущего Творца. Это есть великая книга, в которой каждый может читать о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Вся природа прославляет Господа, всякое дыхание славословит своего Создателя. Пусть присоединит и человек свой голос к голосу всей вселенной, пусть наполнится сердце его хвалы и благодарения к Создателю. «Много я Тебе, Господи Боже, должен», взывал святитель Тихон Задонский в своем молитвенном обращении к Богу, «не было меня – и се есмь и живу. Ты, Господи, благоволил мне быть и между делами рук Твоих считаться... Сотворил Ты меня не бездушною тварию, не скотом, не птицею, не иным каким животным бессловесным; сотворил разумным существом... Сотворенный от Тебя, быть и жить без Тебя и без благ Твоих не могу... Не могу я без света жить и обращаться: светила Твоя – солнце, луна и звезды – светят мне. Не могу я без огня жить: огнь Твой согревает меня и варит пищу. Не могу я без воздуха дел и жив быть: воздух Твой оживляет меня и сохраняет жизнь мою. Не могу я без пищи и питания быть: щедрая Твоя, Господи, рука подает мне пищу. Благость Твоя произвела ради меня источники, реки, коими прохлаждаюся и омываюся... О, что воздам Тебе, Господи, о всех, яже даровал Ты мне».

Высоко назначение человека на земле. Призван он быть в союзе с Богом, благоугождать Ему, уподобляться Его святости и через это достигать блаженства. Пусть всегда помнит он об этом назначении и стремится к выполнению его. Владыкою поставлен человек над всею природою. Пусть любит он творение Божие и не злоупотребляет при пользовании, как тварями, так и земными вещами, а эта любовь пусть поддерживает в нем любовь к всемогущему, всеблагому и премудрому Творцу вселенной.

* * *

1

Не мешает еще заметить, что некоторые богословы склонны принимать дни творения не в строго буквальном смысле, а в смысле более или менее продолжительных периодов. «По существу такой взгляд на значение библейских дней творения не заключает в себе существенного противоречия основным истинам веры, потому что вопрос о продолжительности дней творения, о том вообще, как понимать их, ни в символе нашей веры, на в соборных вероопределениях не решен в догматическом смысле и следовательно допускает свободу частных богословских мнений касательно его». При признании всемогу­щества Творца мира вопрос о продолжительности дней творения есть открытый вопрос для человеческих умозрений и, как таковой, не имеет существенного значения для нашей веры. (Апологетика Н. Рождественского, т. 2, стр. 202).

2

Для правильного понимания повествования Моисея о сотворении человека надо принять во внимание замечание Св. Отцев (Иоанна Златоуста), что Бог, как Существо духовное, не делал человека руками из земли, устами не вдувал в него душу. В этих человекообразных выражениях Моисея видится особенная любовь Божия к сотворенному человеку, которого Он затем поставил владыкою всего мира.

3

Мы не будем здесь останавливаться на разборе учения так называемых Дарвинистов о происхождении человека от животных (обезьяны) путем естественного перерождения. В этой же самой аудитории вам, слушатели, предложены были чтения проф. А. Тихомировым об уме и воле животных, в которых, на основании научных данных, было доказано, что человек – существо совершенно отличное от животных. Прибавим только, что знаменитый немецкий ученый естествоиспытатель Вирхов и у нас, в Москве, на антропологическом съезде лет 10 тому назад и на заграничных съездах в самое последнее время заявил открыто, что до сего времени не найдено ни одного посредствующего звена, чтобы можно было производить человека от обезьяны, и что последние исследования даже говорят против этой гипотезы (Апологетика Н. Рожд., т. 2, стр. 212). Кроме того, в вопросе об особенностях, отличающих человека от животного, нельзя останавливаться только на одних физических особенностях, которыми человек, хотя и в громадной степени, но все-таки не существенно, отличается от животного. Главным отличием чело века от животного служит его духовная нравственная природа (217 стр.).


Источник: Происхождение мира видимого [Текст] / [С. Садковский]. - Москва : издание Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих г. Москвы, 1905. - 31 с.

Комментарии для сайта Cackle