Источник

Дела и лица, бывшие в ведении Посольского приказа

Ведению Посольского приказа подлежали не только дипломатические, но и торговые сношения Московского государства с иноземными государствами. Приезжавшие в Россию иностранные купцы согласно данным н в XVI веке жалованным грамотам, кроме освобождения от пошлин, имели еще привилегию: по всем своим торговым делам, по взысканиям им с русских людей долговых денег, равно как и наоборот, с них русскими людьми и пр. т. п., – судиться только в одном Посольском приказе (это подтверждаемо было несколько раз в XVII в.; в уложении 1649 г. «О тех торговых иноземцах по прежнему ль их ведать в Посольском приказе – ничего не написано», потому право это было подтверждено в ноябре 1651 г. вследствие внесенной в Боярскую думу докладной выписки40. Этим не ограничивался круг ведомства Посольского приказа. По разделении учрежденного во второй половине XVI в. особого Четвертного приказа, целью коего было собирание податей, на четверти, одна из них приписана была к Посольскому приказу, от которого и получила, как говорит бывший в Москве в 1588–1589 гг. послом англичанин Флетчер, свое название – Посольской. Судя по тому, что в XVII в. довольно рано в ведении Посольского приказа состоит Новгородская (Нижегородская) четверть, а с другой потому, что об одном из городов. ее, Вологде, имеются документальные известия, что он подчинен был Посольскому приказу («в приказе у Посольского дьяка Вас. Щелкалова» 1599 г.), – можно думать, что эта именно четверть и называлась Посольскою, что ее именно разумеет Флетчер, говоря о зависимости одной из четвертей от Посольского приказа41. К этой Посольской – Новгородской четверти, имевшeй весьма обширные территориальные размеры, кроме Новгорода Великого принадлежало еще значительное число городов, находившихся на севере и северо-западе от Москвы, и «поморские и пограничные городы с Свескою границею». Тяглое население всех этих городов, главным образом, и ведала четверть, собирая с него подати (от 100 000 – до 60 000 рублей в год), шедшие на жалованье боярам по их окладам. – Посольский приказ в XVI в. ведал далее дела, касающиеся всех вообще приезжих иностранцев (кроме поступавших на военную службу, кои находились в зависимости от другого приказа – Иноземского), Донских казаков и татар, испомещенных в Московском государстве. Сведения, сообщаемые в XVII веке подьячим Посольского приказа Котопихивым о круге ведомства сего приказа, вполне приложима и к XVI веку. «В Посольском приказе, говорит он, ведомы московские и приезжие иноземцы всех государств торговые и всяких чинов люди; и судят торговых иноземцев и расправу им чинят с русскими людьми в одном том приказе». «Да в том же приказе ведомы Донские казаки, татаровя крещеные и некрещеные, которые в прошлых годах взяты в полон из Казанского, Астраханского, Сибирского и Касимовского царств, и даны им вотчины и поместъя в Подмосковных ближних городах; греческие власти и греченя, как приезжают для милостыни и торговли, ведомы в том же приказе».

Несомненно только, что в XVII в. деятельность Посольского пpиказа сравнительно с XVI веком весьма значительно расширилась, отчасти вследствие присоединения к нему новых дел и новых приказов.

Так, еще в первой половина XVII в. в ведении Посольского приказа состояли: а) в Москве – Юргенчьский царевич (в 1630–1643 г.); б) в Касимове – царевич (1630–1652 гг.) с мурзами (8 человек в 1630 г.; в 1843 г. «татар касимовских ведают в Казанском дворце»); в) в Ярославле – царь Алей (до Ростова), царевич (1630–1652 гг.) и мурзы (всего около 18 в 1630 и 1631 г., ок. 14 в 1643 г., 10 в 1650 г.); г) в Ростове – мурза (в 1630–1650 гг.) и в 1643–1650 гг. царь Алей (умер в 1650 г.); д) в Переяславе Залесском мурза (в 1630–1643 гг.); е) в Романове мурзы Юсуфовы и татары (ок. 225 в 1680 г., ок. 60 в 1643 г.). Во второй половине XVII в. Посольский приказ ведает: дворы, отданные для помещения послов, ранее находившиеся в зависимости от приказа Большого Прихода, Тайных дел и др. (двор. Давыда Николаева, на Покровке, и иные с 1659 г. Гранатный каменный двор, за Никитскими воротами – «ставить на оном кизыльбашских купцов, армян, индейцев и бухарян» с 1679 г.); железных дел заводчика Петра Марселиса с детъми (с 1668 г.), новгородских гостей (с 1668 г.), корабельный завод в с. Дединове Коломенского уезда, на р. Оке (с 1669 г.), слободы в Москве; Немецкую (до 1666 г., когда она перешла в ведение Разрядного приказа) и Мещанскую Троицкую со всеми мещанами; иноверческие в России церкви: римские, лютеранские и кальвинские, докторов, аптекарей, мастера бархатного дела Захария Паульса со всем его заводом и делами (с 26 ноября 1684 г.), именитых людей Строгановых со всеми их вотчинами и соляными варницами (с конца XVII века); учрежденную в 60-х годах почту с иноземными государствами чрез Курляндию и Польшу; монастыри московские: Саввин, Симонов и Воскресенский (Новый Иерусалим), Новгородский Иверский и Киевопечерский по их челюбитью.

Кроме перечисленных отдельных дел и лиц, в зависимости от Посольского приказа во второй половине ХVII в. находились другие приказы: а) Новгородская четверть, продолжавшая состоять в ведении его до самого конца столетия, за исключением 1677–1680 гг., когда она была отделена от Посольского приказа; в XVII веке она заключала в себе земли, входящие ныне в состав Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Вятской, Пермской, Новгородской и Нижегородской губернии, т. е. почти весь север России42. б) Галицкая четверть – обнимавшая те или другие части Костромской, Ярославской, Владимирской, Калужской, Орловской, Тверской и Tyльской губерний, с 1667 г., (за исключением тех же 1677–1680 гг.; ежегодный сбор с городов четверти простирался до 4 000 pублeй)43. в) Устюжская с 1680 г., в состав коeй входили некоторые города Вологодской, Ярославской, Московской, Тверской, Смоленской и Тульской губерний; c них собиралось около 22 000 руб.)44 и г) Владимирская четверть с 1667 г. (последняя за исключением тех же 1677–1680 годов; в этой четверти находились города Владимирcкой, Костромской, Тверской, Московской, Калужской, Рязанской, Тульской, Ортовской и Курской губерний; сбор с них равнялся 5000 руб.)45 Назначением всех этих четвертей, как уже отмечено выше, был сбор с тяглого населения известных округов податей, расходовавшихся на жалованье боярам и другим служилым людям по их окладам. Далее, Посольскому приказу подчинены были: 1) Малороссийский приказ, ведавший Малую Россию, города ее46, войско Запорожское и все сношения с нею (учрежден ок. 1665 г., до 1667 г. его ведает боярин И. М. Салтыков; в июле 1667 г. во главе его и других приказов поставлен был А. И. Ордин–Нащокин; после измены Брюховецкого приказ тот велено было ведать в Разряде, 1667 г. в апреле 1669 г. начальником его назначен был А. С. Матвеев, оставшийся здесь и по назначении в Посольский приказ); 2) приказ княжества Смоленского с городами: Смоленском, Дорогобужем, Белой, Pославлем, Велижем, Себежем и Красным – с 1680 г.47; 3) Литовский приказ с городам Вильно и друг. в 1655–1667 г; 4) Beликороссийский приказ, ведавший дела Ахтырского, Сумского, Харьковского и Изюмского слободских полков (с 1689 г.)48; 5) Печатный приказ и 6) Полоняничный приказ, заведывавший сбором «полоняничных денег (на выкуп пленных) и ранее, до его учреждения, поступавших в Посольский приказ49.

Из числа всех дел, бывших подведомственными Посольскому приказу, во второй половине XVII в. отошли в другие приказы весьма немногие дела: а) в декабре 1677 г. ведение дел калмыцких из Посольского приказа перешло к боярину И. Г. Милославскому в приказ Новой чети; б) торговля шелком («армянское компaнейское дело», устроенное при А. Л. Ордине-Нащокине), равно как дела по торговле в Московском государстве персидских, бухарских и хивинских купцов (забота А. Л. Ордина-Нащокина) – взяты в Казанский приказ в бытность начальником Посольского приказа Украинцева; в) тогда же отошли в новоучрежденную Ратушу «отпуски и суды торговых иноземцев и мещанская слобода» в Москве50. Все остальное до самого конца XVII в. продолжат ведать Посольский приказ51.

Многочисленностью подведомственных ему дел и присоединением в нему других приказов, объясняется значительное увеличение личного состава Посольского приказа в XVII в.

* * *

40

См. Приказные дела 1651 г. ноября 14.

41

В своем сочинении о государстве русском он пишет: «вся Россия разделена на четыре части, называемые русскими четвертями или тетрархиями. Каждая четверть заключает в себе несколько областей и приписана к какому-нибудь приказу, от которого и получает свое название. Первая четверть носит название Посольской четверти или области (юрисдикции) Посольского приказа и в настоящее время ею заведует главный секретарь (думный дьяк) и начальник Посольского приказа. Андрей Щелкалов». Вопросы о происхождении Четей и их первоначальной истории еще не вполне выяснены. См. о сем статьи в Журнале М. Н. Пр. С. Ф. Платонова «Как возникати Чети?» (1892 г. № 5, стр. 158–171), М. А. Дьяконова «Московские реформы половины XVI в.» (1894 г., № 4, стр. 189–198). Ср. А. С. Лаппо-Данилевского «Организация прямого обложения» и пр. стр. 452–475 и П. Н. Милюкова. «Спорные вопросы финансовой истории Московского государства», Спб., 1892 г., стр. 138–146. Древнейшее упоминание о Четвертной избе относится к 1561–1562 г., о четвертном приказе к 1569 г. В 1576 г. все четвертные дьяки находились в зависимости от Андрея Щелкалова.

42

Новгородская (в 122 и 123 годах называется Нижегородская) четверть ведала города: Новгород великий, Псков с пригородами: Остров, Опочка и др., Старую Руссу, Вологду, Нижний-Новгород, Джину н Архангельский город, Кевролу и Мезень, Пермь великую и Чердынь, Соль Камскую, Кайгородок, Вятку с пригородами, Вымь-Еренской городок, Каргополь и Турчасово, Арзамас, Кольской и Пустоозерской остроги. Записи от том встречаются в расходных книгах Новгородской четверти за 128, 129, 134, 152, 185, 188, 194–205 года, а о Нижнем-Новгороде и за 127; все они за исключением Новгорода, Пскова с пригородами и старой Руссы еще и в 128 г.; кроме того упоминаются: волость Варзуга в 128, 129 и 184 гг., Гороховец в 123, 128, 129, 131, 132, 134 и 152 гг. (у А. С. Лаппо-Данилевского еще в 1645 и 1647 гг.). Очерской острожек в 134 г., Олонец и Кунгур, в 185 г. В сентябре 1692 г. и в 1701 г. города. Новгородского приказа так перечисляются: Новгород великий с Обонежской пятиной (в 1701 г. прибавлено: Волховское и Сяское устья), Гороховцем, Лавуей и Тесовским острогом, Псков с пригородами: Красным, Опочкой и Гдовом, Нижний-Новгород, Старая Русса, Архангельск, Холмогоры, Олонец, Каргополь, Яренск, Кевроль, Мезень, Кольский острог, Пустоозерский острог, Вятка, Кунгур, Пермь, Чердын, Соль Камская, Вологда, Kaйтородок, Арзамас. – У А. С. Лаппо-Данилевского (Организация прямого обложения в Московском государстве стр. 543–544) этот перечень городов увеличен включением значительного числа пригородов, См. также «роспись городов, какие в каком приказе были ведомы», хранящуюся среди документов приказа Тайных дел и напечатанную И. Я. Гурляндом (Ярославль, 1901 г.). Около 178 года. Новгородская четверть переименована была в приказ (в 176 г. четверть, в 178 г. приказ), в 179 г. во главе его стольник Ив. Сав. Большой Xитрово. 22 мая 1680 г. велено в приказе Большой Казны ведать таможни, кабаки и кружечные дворы и всякие денежные доходы, которые были ведомы в Новгородском приказе, Владимерской, Новой. и Галицкой четях кроме судных пошлин. Приказы Новгородский, Большой Приход, Владимирскую и Галицкую чети судом и всякими рассправами и воеводскими отпуски ведать боярину И. М. Милославскому и снести Новгородский приказ и Большой Приход, Владимeрcкую и Галицкую чети в одно место, чтобы челобитчикам по тем разным приказам лишней волокиты не было. Милосавскому тогда же велено ведать приказ Большой Казны.

43

Из приходорасходных книг Галицкой чети за 175, 178, 182, 191, 192, 194, 195, 197, 199–207 гг. видно, что эта четь ведала следующие города; Белев, Галич, Карачев, Кашин, Коширу, Коломну, Мещевск, Мценск, Новосил, Парфеньев, Ростов, Соль Галицкую, Суздаль, Унжу, Чернь (в 175–182 гг.), Чухлому, Шую, Юрьев Польский. В первой половине ХVII в. (см. у А. С. Лаппо-Данилевского Организация и пр., стр. 546) еще: Белоозеро (1614, 1615, 1622–1655 гг.), Кологрив, Кременск (1622–1655 гг.); в «росписи» есть еще: Белоозеро, Кременск, нет гг. Мценска и Парфеньева. В 1701 г. в Галицком приказе были: Соль Галицкая, Чухлама, Унжа в Судае.

44

Из приходорасходных книг Устюжской чети видно, что она в 188–207 годах ведала города: Устюг Великий, Соль Вычегодскую, Тотьму. Чаронду, Устьянские волости, Вязьму, Можайск, Рузу, Звенигород, Клин, Погорелое Городище, Ржеву Володимерову, Старицу, Бежецкой верх, Устюжну Железопольскую, Пошехонье, Гремячей, Веневу. Епифань и Кляземской городок. В списке А. С. Ляппо-Данилевского (там же стр. 545–546) находятся еще города: Вага, Великие Луки, Верея и Дмитров, а отсутствуют: Епифань и Чаронда. В «росписи» нет Ваги, Вереи и Клязьмы, но есть: Епифань, Осташков, Торонец, Чаронда. В 1701 г. в «Устюжском приказе были только: Устюг Великий, Тотьма, Чаронда, Соль Вычегодская и Устюжна. Железнопольская. – 15 февраля 1680 г. состоялся указ о ведании городов сей чети в Посольском приказе, причем велено было «всякие приказные дела и книги и казну принять из. Устюжского прибавя в Посольский приказе». С 194 г. Устюжская четь переименована в Устюжский приказ.

45

По приходорасходным книгам Владимирской чети 176, 198–203, 205–207 годов в ней в это время были: Волхов, Боровск, Верея, Владимир, Волоколамск, Воротынск, Данков 176 г.), Зарайск, Калуга, Крапивна, Лихвин (в 198–205 гг.), Лух, Михайлов, Орел, Перевитеск (176 г.), Переяславль Рязанский, Печерники (178 г.), Пронск (178 г.), Путивль, Ржева Пустая и Заволочье (в 178–197 гг.), Ряжск, Сапожок, Таруса, Тверь, Торжок, Тула. А. С. Лаппо-Данилевский указывает (стр. 545) еще в этот чети: Карачев (1645 г.); в «росписи» нет: Боровска, Карачева, Лихвина, Перевитеска, Путивля и Тарусы и есть другие города: Мценск, Романов и Шуя.

46

В 1701 г. Малороссийский приказ ведал: Киев, Переяславль, Чернигов, Hежин, новый Богородицкой, Орел.

47

С присоединением сего приказа к Посольскому, в последнем образовался особый «Смоленский стол», который ведал города: Смоленск, Дорогобуж, Велиж и Невель. 18 мая 1670 г. велено было города, которые ведомы были в Посольском приказе: Смоленск, Дорогобуж, Белая Рославль, Велиж, Себеж и Красное, ведать в Новгородском приказе. См. Полное собрание законов т. I, № 471. А в следующем году они перешли в Устюжскую четь.

48

Города Великороссийского приказа (см. у Лаппа-Данилевского етр. 549): Ахтырск, Боровск, Белополье, Змеев, Краснополье, Лебедин, Миропорье, Мояцк, Суджа, Сумин, Харьков, Царево-Борисов. По ведомости 1701 г. воеводы и приказные люди городов, ведомых в приказе Великой России были: в Сумине, Судже, Лебедине, Мирополье, Краснополье, селе Пене, Межиречах, Белополье, Ахтырску, Боровле, Сеином, Богодухове, Мурафе, Городном, Красном Куте, Колонтаеве Новагородка Северского, Рублеве, Харькове, Ольшанке, Золочеве, Салтове, Волчьих водах, Булыклее, Лимане, Змееве, Соколове, Мерефе, Валках, Цареве-Борисове, Мояцком, Новой Перекопи, Андреевых лозах. Новагородка Северского.

49

Печатный приказ заведывал привешением государственной печати к известного рода грамотам и памятям и сборам за это особых печатных пошлин. На обязанности Полоняничного приказа лежал сбор с населения особых и «полоняничных» денег, предназначенных на выкуп русских людей из плена (главным образом татарского, затем турецкого, бухарского и др.). Полоняничные деньги в начале XVII в. поступали в Большой Приход, в 162–176 годах в Посольский приказ. В марте 1667 г. упоминается уже особый приказ Полоняничных дел, во главе коего стояли: 1) думный дворянин Богдан Ив. Ордин-Нащокин с 13 марта по 2 июля 1667 г., 2) боярин Аф. Лавр. Ордин-Нащокин с 4 июля по 23 ноября 1667 г., 3) думный дворянин Ив. Афан. Прончищев с 25 ноября 1667 г. по 16 октября 1668 г. IIосольскй приказ писал между прочим: «Полоняничный приказ ныне в Посольском приказе не ведом». В 1670 г. или даже ранее он снова приписан был к Посольскому, я в 1678 г. (28 июля) к Земскому. См. у А. С. Лаппо-Данилевского, стр. 477–478.

50

«Купецкой двор» в Китае городе, за Рыбным рядом, что ведалн в Посольском приказе, 4 августа 1638 г. отдан к Гостиному двору в прибавку для того, что смежно сошлося; вместо Купецкого двора взят в Посольский приказ тогда же старый Денежный двор с полатами, что на Варварском крестце против Гостинного двора (по правую сторону Денежного двора каменный храм великомуч. Варвары, по левую – Аглинской Двор, позади дворы поповские Мироносицкого да Варварского).

51

Начальник Посольского приказа А. С. Матвеев в 1676 г. ведал еще Аптекарский приказ.


Источник: О Посольском приказе / С. А. Белокуров. - Москва : Имп. О-во истории и древностей российских при Московском ун-те, 1906. - [4], 170 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle