Всенощная и Литургия знаменного роспева

Источник

Введение


Знаменное пение на Руси повсеместно звучало с начала принятия Христианства до конца XVII века. В середине XVII века в певческом искусстве определилась тенденция к упрощению напевов. В XVIII веке в Богослужение было введено европейское партесное пение. Партесное пение вызывает у верующего чувство эстетического наслаждения, мирской радости. С точки зрения теории музыки подобные переживания вызываются вследствие использования простоты ритма, ладовых тяготений, хроматических тонов, характерных для этой музыкальной системы.
Еще на заре Христианства Святой Климент Александрийский призывал изгнать из церковного пения хроматические мелодии, используемые в светской музыке. Сопоставляя нравственную сущность Христианства с характером грекоязыческой светской музыки, пришел к выводу, что она несовместима с духом Христианства и решительно отрицал ее в Богослужебном обиходе. «К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная... Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомудрием, мелодии же разнеживающие и расслабляющие душу не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений». (Климент Александрийский. Педагог, II, 4).
Мысли Святого Климента разделяли Святые Киприан, Епископ Карфагенский (III в.), Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский ( 407г.), и Блаженный Иероним Стридонский ( 420г.).
Отцы Русской Православной Церкви высказывались о знаменном роспеве, как о явлении высокой духовной ценности. Преподобный Варсонофий Оптинский о европейской музыке говорил, что она «отвлекает мысль и внимание человека от слов и обращает их к музыке, и потому мешает молитве. Душа молчит. Слышны только сладкие звуки, без смысла, без содержания».
Не допускавший влияния светской и языческой музыки, знаменный роспев был устроен таким образом, что ни одна деталь песнопения не должна была обратить на себя внимание, привести в волнение чувственную природу человека. Он основан на гамме, сложенной из соединенных тетрахордов. Последний звук низшего тетрахорда является первым для следующего высшего. Тетрахорд имеет строение: тон-тон-полутон. Роспев записывался с помощью специальных безлинейных знаков, крюков. Мелодизм знаменного роспева – результат интонационно-ритмического отбора, в результате которого были отстранены песенная периодичность, танцевальная упругость, маршевая поступательность. Звукоряд диатоничен, поэтому роспев строг, величествен и бесстрастен. В знаменном роспеве отсутствует понятие тональности, нет ярко выраженных ладовых тяготений. Он имеет богатейший фонд мелодий-попевок, связь и последовательность которых подчиняется определенным правилам. В музыкальном строении он имеет наиболее богатое содержание и совершенное выражение теории осмогласия.
В 1772 году древние крюковые рукописи, по благословению Святейшего Синода, были переведены на квадратные церковные ноты. Возникли нотные Обиходы, но все они изложены в мелодии только для одного голоса, предназначены для унисонного пения. Эти Обиходы являются основными нотными книгами русского Православного храмового пения, составляют его фундамент. Неоднократно переиздаваемые певческие книги хранили образцы древнего пения и структуру знаменного роспева. Они послужили основой для последовавших переработок и гармонизаций. Приемы гармонизации разнородны, поэтому различные переложения стилистически неоднородны.
Традиция одноголосного знаменного пения никогда не прерывалась в Русской Православной Церкви во многих монастырях и приходских храмах вплоть до закрытия их уже при советской власти. Из них известны: Московский Кремлевский Успенский собор, монастыри Соловецкий, Валаамский, Саровский, Спасо-Андроников, Новгород-Юрьевский, Николо-Песношский, Иосифо-Волоколамский, Стефано-Ульяновский, Киево-Печерская Лавра, Гефсиманский Скит, церковь Грузинской Божией Матери на Воронцовом поле и др.
«Развитие современного клиросного пения вплотную подошло к тому, что певческие памятники из древних книг времен Святой Руси, сегодня изучаются, прочитываются и все чаще звучат на богослужении. Изданы различные пособия по изучению крюковой грамоты, статьи и книги исследователей-медиевистов, аудиозаписи традиционного и современного исполнения древнерусских песнопений» (Литургия св. Иоанна Златоустого знаменного роспева. Сост. М. Макаровская. М.: Музыкальное издательство Данилова ставропигиального мужского монастыря, 2005, стр. 2).
Песнопения Православной Церкви делятся на две основные группы: гласовые, которые связаны с седмичным и годовым богослужебными кругами, и внегласовые – неизменяемые песнопения суточного круга. Основа знаменного пения – столповой знаменный роспев. Им роспеты основные певческие книги – Ирмологий, Октоих, Триодь, Обиход Праздники (т.е. гласовые песнопения). Малый знаменный роспев имеет такую структуру и продолжительность, как и обиходное осмогласие.
На Брянской земле знаменное пение возрождается в некоторых обителях и храмах. Оно включено в программу обучения на Регентском отделении Брянского Епархиального женского Духовного Училища. Данный сборник является практическим приложением изучаемого предмета. Издание включает необходимые песнопения для повседневного служения в храмах. Песнопения подбирались по принципу адаптации к начинающим и не имеющим широкого доступа к источникам. Возможность исполнения предлагаемого круга песнопений знаменного роспева подтверждается продолжительной клиросной практикой.


Содержание


Введение.
2
Всенощное бдение. 4
Благослови, душе моя, Господа. 5
Блажен муж. 7
«Господи, воззвах...», 1-я Воскресная стихира столпового роспева, примеры Воскресных стихир малого знаменного роспева, догматик Глас 1. 9
Глас 2. 12
Глас 3. 15
Глас 4. 19
Глас 5. 23
Глас 6. 27
Глас 7. 31
Глас 8. 34
Свете Тихий. 38
Свете Тихий, глас 6. 38
Прокимны вечерни. 40
Ныне отпущаеши. 41
«Бог Господь», тропарь Воскресный малого знаменного роспева Глас 1. 42
Глас 2. 42
Глас 3. 43
Глас 4. 44
Глас 5. 44
Глас 6. 45
Глас 7. 46
Глас 8. 46
«Хвалите имя Господне...». 48
Тропари по непорочных. 49
По 50-м псалме. 51
Величит душа моя. 52
Великое славословие. 53
Тропари Воскресны. 56
«Взбранной Воеводе...». 57
Литургия. 58
Великая ектения. 59
Антифон 1. 59
Малая ектения. 61
Антифон 2. 61
Единородный Сыне. 62
Малая ектения. 63
Антифон 3. 63
Входное. 66
Прокимны. 67
Аллилуарий. 70
Перед Евангелием. 71
Сугубая ектения. 71
Ектения об оглашенных. 71
Херувимская песнь (путевая). 72
Херувимская песнь (Обиход синодальный). 73
Просительнаяектения. 75
ОтцаиСына. 75
Милостьмира. 75
Достойно есть. 77
Задостойники. 78
О Тебе радуется. 90
После «Достойно есть». 91
После «Отче наш». 91
Един Свят. 91
Аллилуия. 92
В явление Святых Даров. 92
Многолетие. 94
Список источников. 96


Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Источник: Всенощная и Литургия знаменного роспева. Изд. Брянского Епархиального упр. г. Брянск. 2013 г. С.100.

Комментарии для сайта Cackle