Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи
(печатается по изданию: Богослужебные указания на 2003 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002)
1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря “Христос воскресе из мертвых...”.
2) На всенощном бдении “Христос воскресе из мертвых...” (трижды) поется вместо “Приидите, поклонимся...” и после “Благословение Господне на вас...”, перед началом шестопсалмия.
3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь “Христос воскресе из мертвых...” (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением.
4) На Литургии “Христос воскресе из мертвых...” (трижды) поется после “Благословенно Царство...”.
Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз кончая словами: “...смертию смерть поправ”, а певцы заканчивают: “И сущим во гроб¸х живот даровав”. В некоторых храмах тропарь “Христос воскресе...” (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно “Христос воскресе...” все три раза поет хор.
5) “Христос воскресе из мертвых...” (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени7: на 1–м, 6–м часах и вечерне (если непосредственно перед ее началом прочитан 9–й час) вместо “Приидите, поклонимся...”, а на 3–м и 9–м часах – вместо “Царю Небесный...”.
6) На Литургии “Христос воскресе из мертвых...” поется (единожды) вместо “Видехом Свет истинный...”. Входное: “Приидите, поклонимся... воскресый из мертвых...”.
7) В конце Литургии, по возгласе: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе”, певцы поют: “Христос воскресе из мертвых...” (трижды). На всех прочих службах после возгласа: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе” окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: “Воскресый из мертвых...”.
8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: “Христос воскресе!”, как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное “Христос воскресе из мертвых...” (трижды), “И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению” (единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает.
9) Тропарь “Христос воскресе из мертвых...” поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб.
10) “Царю Небесный...” не читается и не поется до дня Святой Троицы.
11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а вычитываются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).
12) “Воскресение Христово видевше...” на воскресном бдении поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50–м псалмом, единожды.
13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен–мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного “Христос воскресе из мертвых...” по каждой песни и без припевов на 9–й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи.
14) Во все Недели до отдания Пасхи на воскресной утрене “Честнейшую” не поем.
15) Ексапостиларий “Плотию уснув...” поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи.
16) На 1–м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо “Взбранной Воеводе...” петь “Аще и во гроб...”.
17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: “Ангел вопияше...” и “Светися, светися...”.
18) Причастен Пасхи “Тело Христово приимите...” поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством.
19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются.
О соединении Триоди с Минеей в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пятидесятницы, кроме суббот и воскресений
Службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем при пении стихир, тропарей и канона исполняются сначала песнопения Триоди, а потом Минеи. Первым поется канон Триоди, к которому присоединяются тропари канона святого. Катавасия, если “служба с великим славословием,– Пасхи или праздника Триоди, но не Минеи. Если служба без великого славословия, то катавасия по 3–й, 6–й, 8–й и 9–й песни – канона Минеи.
Следует помнить, что под “праздником” в Цветной Триоди подразумевается служба воскресного дня (ближайшего из прошедших) или праздники Преполовения, Вознесения и Пятидесятницы (в сами эти праздники и в их попразднства). Наименование “праздник” ни в коем случае не относится к празднику Пасхи или празднику Минеи.
I. На Литургии в седмичные дни полагаются:
1) На блаженны – песни праздничного канона на 6: в понедельник – 1–я песнь, во вторник – 4–я, в среду – 5–я, в четверг – 7–я, в пятницу – 8–я, в субботу – 9–я.
2) По входе – тропари и кондаки:
а) На Фоминой седмице – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого (если есть), тропарь другого рядового святого (если два святых, и оба с тропарями); кондак храма святого, кондак первого рядового святого. “Слава” – кондак второго рядового святого, “И ныне” – кондак праздника.
б) В седмицу святых жен–мироносиц – тропарь праздника: “Благообразный Иосиф...”, воскресный: “Егда снизшел еси...”, праздника: “Мироносицам женам...”, тропарь храма Богородицы.
в) В попразднство Преполовения – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого (одного или двоих); кондак храма святого, кондак рядового святого. “Слава” – кондак другого рядового святого (если их два), “И ныне” – кондак праздника.
г) Во все остальное время – так же, как в попразднство Преполовения, только вместо тропаря праздника – тропарь воскресный.
Таким образом, тропарь праздника поется всю седмицу. Тропарь и кондак храма Христова, а также кондак храма Богородицы во всю Пятидесятницу не поются.
При одном полиелейном святом во все седмицы – тропарь праздника (или воскресный), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого; кондак храма святого. “Слава” – кондак рядового святого, “И ныне” – кондак праздника.
При шестеричном и великом святом – тропарь праздника (или воскресный), тропарь великого святого, тропарь шестеричного святого; кондак великого святого. “Слава” – кондак шестеричного святого, “И ныне” – кондак праздника. В этом случае тропарь и кондак храма святого не поются, так как Типикон предполагает бдение.
3) Прокимен праздника (с воскресенья) поется всю седмицу, также и причастен праздника. При святом, которому назначаются Апостол и Евангелие, к праздничным присоединяются прокимен и причастен святого, если есть.
4) Апостол и Евангелие – сначала дня, затем святого (если есть).
II. Стихиры на вечерне и на утрене:
1) На “Господи, воззвах” сначала поются стихиры из Триоди – 3, и святого Минеи– 3. “Слава” – святого, если есть, “И ныне” – праздника; если славника святого нет, то “Слава, и ныне” – праздника.
2) На стиховне – Триоди дня. “Слава” – святого, “И ныне” – праздника. Если славника святого нет, то “Слава, и ныне” праздника.
При двух святых, имеющих каждый свои стихиры, на “Господи, воззвах” поем стихиры святых на 6. “Слава” – святого, “И ныне” – праздника. Если славника святого нет, то “Слава, и ныне” – праздника. Стихиры Триоди, указанные на “Господи, воззвах”, поются на стиховне с праздничными стиховными припевами; “Слава” – святого, если есть, а если нет, то “Слава, и ныне” – праздника. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди, не поются.
Если святой полиелейный, то на “Господи, воззвах” стихиры Триоди – 3, святого – 5. “Слава” – святого, “И ныне” – праздника. На стиховне – святого. “Слава” – святого, “И ныне” – праздника.
Если празднуется память двух святых, один из которых поется на 6, а другой великий (имеет полиелей), то на “Господи, воззвах” поем стихиры на 10: праздника – 3, шестеричного святого 3, великого святого – 4. “Слава” – великого святого, “И ныне” – праздника. Вход и чтения великого святого – 3. На стиховне стихиры и “Слава” – великого святого, “И ныне” – праздника.
3) На хвалитех, если святой имеет стихиры на хвалитех, поем стихиры Триоди дня – 3 (воскресную, покаянную и мученичен) и Минеи – 3. “Слава” – святого, “И ныне” – праздника.
4) На стиховне утрени – стихиры Триоди. “Слава” – святого, если есть. Если нет, то “Слава, и ныне” – праздника.
5) Если святой полиелейный (или славословный), то на хвалитех стихиры на 6: Триоди – 3 (см. на стиховне утрени) и святого – 3. “Слава” – святого, “И ныне” – Триоди. В данном случае хвалитные стихиры Триоди не поются.
III. Тропари на вечерне и утрене (по Трисвятом):
1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения, при святом, имеющем тропарь, по Трисвятом – тропарь святого. “Слава, и ныне” – праздника. При двух святых – тропарь свято? го. “Слава” тропарь второго святого, “И ныне” – праздника. При отсутствии тропаря святого тропарь праздника (единожды).
2) В седмицу 3–ю (святых жен–мироносиц) – тропарь праздника: “Благообразный Иосиф...”. “Слава” – святого, “И ныне” – “Мироносицам женам...”. Или же – тропарь воскресный: “Егда снизшел еси к смерти...”. “Слава” – святого, “И ныне” “Мироносицам женам...”.
Поскольку при наличии тропаря святого тропари “Благообразный Иосиф...” и воскресный “Егда снизшел еси к смерти...” полагается петь попеременно, можно чередовать их в течение дня: на вечерне – тропарь праздника, на утрене – тропарь воскресный.
Если все службы Минеи, приходящиеся на седмичные дни по Неделе мироносиц, содержат тропарь, можно петь в понедельник, среду и пяток один тропарь мироносиц, во вторник, четверг и субботу – другой.
При одном полиелейном святом в седмицу Фомину, мироносиц и в попразднство Преполовения – тропарь святого. “Слава, и ныне” – праздника.
3) В седмицы 4–ю, 5–ю, 6–ю по Пасхе тропарь воскресный. “Слава” святого, “И ныне” Богородичен воскресный по гласу “Славы”.
При одном полиелейном святом – тропарь святого. “Слава, и ныне” – Богородичен воскресный по гласу тропаря святого.
IV. Тропари на утрене на “Бог Господь”:
1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения – тропарь праздника (дважды). “Слава” – святого, “И ныне” – праздника. Если нет тропаря святого тропарь праздника (трижды). На основании общего Устава, при двух святых с тропарями – тропарь праздника (единожды), тропарь первого святого. “Слава” – тропарь другого святого, “И ныне” – праздника.
2) В седмицу жен–мироносиц – тропарь праздника “Благообразный Иосиф...” (единожды), воскресный “Егда снизшел еси...” (единожды). “Слава” – святого, “И ныне” – “Мироносицам женам...”. Если нет тропаря святого – “Благообразный Иосиф...” (дважды). “Слава” – “Егда снизшел еси...”, “И ныне” – “Мироносицам женам...”. На основании общего Устава, при двух святых – “Благообразный Иосиф...” (единожды), тропарь первого святого. “Слава” – тропарь другого святого, “И ныне” – “Мироносицам женам...”.
3) В седмицы 4–ю, 5–ю, 6–ю – тропарь воскресный (дважды). “Слава” – святого, “И ныне” – Богородичен воскресный по гласу “Славы”. Если нет тропаря святого: “Слава, и ныне” – Богородичен воскресный гласа. На основании общего Устава, при двух святых – тропарь воскресный (единожды), тропарь первого святого. “Слава” – другого святого, “И ныне” Богородичен воскресный по гласу тропаря второго святого.
При одном полиелейном святом Устав указывает следующий порядок тропарей: тропарь праздника (дважды). “Слава” – святого, “И ныне” – праздника.
При двух святых – шестеричном и великом: тропарь праздника (единожды), тропарь великого святого (единожды). “Слава” – тропарь шестеричного святого, “И ныне” – праздника.
V. Каноны:
1) Если святой не имеет праздничного знака – канон праздника Триоди на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), Минеи святого на 4.
По 3–й песни кондак, икос и седален святого. “Слава, и ныне” – праздника. По 6–й песни – кондак и икос праздника.
2) Если святой поется на 6 – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос по дважды, тропари на 4) и святого на 6.
По 3–й песни кондак и икос праздника, седален святого (дважды). “Слава, и ныне” – праздника.
По 6–й песни – кондак и икос святого.
3) Если в Минее два святых – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос по дважды, тропари на 4) и святых два канона на 8. По 3–й и 6–й песни – см. частные указания Типикона в гл. 48.
4) При полиелейном святом – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос по дважды, тропари на 4) и святого на 8.
По 3–й песни кондак и икос праздника, седален святого (дважды). “Слава, и ныне” – праздника.
По 6–й песни – кондак и икос святого.
5) При двух святых, один из которых поется на 6, а другой имеет полиелей,– канон праздника со ирмосом на 4 (ирмос по дважды, тропари на 2), святого рядового на 4 и великого святого на 6.
По 3–й песни – кондак святого рядового и седален его. “Слава” – седален великого святого, “И ныне” – седален праздника.
По 6–й песни – кондак и икос великого святого.
От Недели Святой Пасхи до отдания – катавасия “Воскресения день”. В день Преполовения Пятидесятницы и на отдание – “Море огустил еси...”. В Неделю 6–ю по Пасхе и на отдание Пасхи – “Спасителю Богу...”.
VI. На часах:
1) В седмицу Фомину и попразднство Преполовения – на всех часах тропарь праздника. “Слава” – святого. Кондак праздника. При славословном, полиелейном или бденном святом – кондак праздника и святого чередуются. При двух святых – тропари святых на “Слава” чередуются.
2) В седмицу жен–мироносиц: на 1–м часе тропарь “Благообразный Иосиф...”, на 3–м
– “Егда снизшел еси...”, на 6–м – “Мироносицам женам...”, на 9–м – “Благообразный Иосиф...”. На “Слава” на всех часах тропарь святого (при двух святых – тропари на“Слава” чередуются). Кондак праздника (при славословном, полиелейном или бденном святом – кондаки праздника и святого чередуются).
3) Во все остальное время см. Устав в седмицу Фомину, только вместо тропаря праздника – тропарь воскресный.
О соединении Триоди со службами святых во 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю субботы Пятидесятницы
I. Стихиры:
1) На “Господи, воззвах”:
а) При службе святого, не имеющей праздничного знака, в пятницу вечером стихи ры Триоди (праздника) – 3 и Минеи (святого) – 3. “Слава” – Триоди (или, если есть, святого), “И ныне” – Богородичен воскресный 1–й, т. е. догматик текущего гласа.
б) Если случатся два святых, стихиры Триоди (праздника) – 3 и стихиры одного святого – 3, другого же святого – вечерние стихиры поются на хвалитех.
в) Если случится великий святой, имеющий полиелей, стихиры Триоди (праздника) – 4 и святого – 4. “Слава” – святого, “И ныне” – воскресный догматик текущего гласа.
2) На стиховне неизменно (даже в память великого святого, имеющего полиелей) – стихиры воскресные гласа с воскресными припевами “Господь воцарися...”. “Слава” – святого, “И ныне” – всегда праздника.
3) На хвалитех стихиры воскресные – 3 и Минеи святого – 3. “Слава” – святого, “И ныне” – праздника.
4) На стиховне утрени, если нет славословия, стихиры Триоди с припевами их. “Слава” – святого (если есть), “И ныне” – праздника.
II. Тропари:
1) Устав тропарей на вечерне и утрене (по Трисвятом) – тот же, что и в седмичные дни. Особенность состоит в том, что в субботу 5–й седмицы на “И ныне” поется воскресный Богородичен текущего гласа, а не по гласу тропаря святого.
2) Устав тропарей на утрене на “Бог Господь...” – тот же, что и в седмичные дни. На 5–й седмице на “И ныне”, как и в седмичные дни, поется Богородичен 1–й по гласу тропаря святого, а Богородичен 1–й текущего гласа прочитывается по седальне 1–й кафизмы. Если нет тропаря святого, то “Слава, и ныне” – Богородичен 1–й текущего гласа.
3) Устав тропарей и кондаков на часах, а также на Литургии по входе – тот же, что и в седмичные дни.
III. Каноны:
1) При святом, служба которого не имеет праздничного знака – канон Триоди (праздника) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4), канон храмового святого на 4 и Минеи (святого) на 4. В храме Господском или Богородицы – –канон Триоди (праздника) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6) и Минеи (святого) на 4. Каноны храма Христова и Богородицы в субботы всей Пятидесятницы не поются, кроме субботы перед Пятидесятницей, в которую творится память о усопших.
2) При святом шестеричном – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос по дважды, тропари на 4), святого на 6. Канон храма не поется.
3) При двух святых – канон Триоди (праздника) со ирмосом на 6 (ирмос по дважды) и святых оба канона на 8.
По 3–й песни – кондак и седален святого. “Слава, и ныне” – седален Триоди (праздника).
По 6–й песни – кондак и икос праздника.
4) При великом святом, имеющем полиелей – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос по дважды, тропари на 4) и святого на 8.
По 3–й песни – кондак и икос праздника, седален святого (дважды). “Слава, и ныне” – седален Триоди (праздника).
По 6–й песни – кондак и икос святого.
Кроме того, как в седмичные, так и в субботние дни после чтения обычных кафизм произносятся малые ектений, поскольку в числе седальнов по 1–й кафизме всегда есть воскресный, а по 2–й – праздничные. На 9–й песни поем “Честнейшую”. По 9–й песни “Достойно есть” не поется. После хвалитных стихир не читается “Слава, и ныне. Тебе слава подобает...” (потому что на “Слава” и на “И ныне” были пропеты стихиры), но сразу – “Слава Тебе, показавшему нам свет”, и вседневное славословие.
* * *
В последовании понедельника 2-й седмицы начало утрени показано такое: “Слава Святей, и Единосущней...”, “Христос воскресе...” (трижды). И “абие” (тотчас) по “Христос воскресе...” – “Слава в вышних Богу” и обычное шестопсалмие. При этом замечено, что такое начало утрени должно быть “даже до Вознесения”.
Обычно на утрене (если она совершается отдельно от вечерни) во время пения “Христос воскресе...” (трижды) царские врата отверзаются и совершается каждение всего храма, начиная с алтаря, и так до праздника Вознесения. После Вознесения – каждение как обычно, на двупсалмии начала утрени (псалмы 19 и 20).