§ 1. Связь Литургики с другими Богословскими науками и понятие о ней
Христианское Богословие есть наука о Христианской религии, или благодатном завете Бога с человеком во Христе Иисусе. Поскольку же Христианская вера может быть рассматриваема, или так, как она должна выражаться в каждом верующем, или так, как она выражается в обществе многих людей, связанных ею между собою в одно целое и составляющих одно благодатное Царство Христово – или Церковь Бога жива: то отсюда происходят две составные части Христианского Богословия. В первом отношении рассматриваемая религия Христианская составляет предмет Богословия Догматического и Деятельного, а рассматриваемая во втором отношении, то есть, как она выражается в Церкви – обществе верующих, составляет предмет Церковного Богословия или учения о Церкви. Поскольку же в Церкви религия Христианская выражается, как в законах и постановлениях, коими управляются члены ее, так и в священнодействиях Богослужения и священных обрядах, в которых выражается внутренний дух веры, и которым назидаются и питаются благочестивые души верующих: то отсюда вытекают две части Церковного Богословия: одна излагает Церковные законы и постановления, определяющие правильный образ действования членов Церкви и называется Каноническим правом, или Церковным Законоведением, а другая изъясняет Богослужебный чин Православной Церкви и может быть названа Литургикою, или наукой о Богослужении Православной Церкви.
§ 2. Предмет науки и долг ее
Из определения сего видно, что предмет Литургики составляет вообще Богослужебный чин, под именем коего разумеется совокупность всех служб Церковных, священно-действий и обрядов со всеми их принадлежностями, каковы: священные вещи, или утвари Церковные, священные места, Богослужебные книги и проч.
Для надлежащего же раскрытия сего предмета наука о Богослужении должна: 1) дать определенное понятие о каждой священной вещи и о каждом священном действии, входящих в состав Богослужения, равно как и о каждой службе Церковной; 2) указать по возможности время происхождения их, причину или священное намерение введения их в круг Богослужения, и 3) в особенности показать внутреннее их достоинство и духовно-таинственное знаменование.
§ 3. Потребность и цель науки
Наука о Богослужении весьма полезна и необходима а) для всякого сына Православной Церкви. Ибо, если участвующий в общественном Богослужении, при посредстве науки, ясно разумевает таинственный смысл его, знает, как и для чего оно совершается: то 1) по мере разумения его успешнее могут возбуждаться и питаться в душе его истинно благочестивые чувствования; 2) его служение Богу может быть свободно от суеверия и заблуждений, которым более или менее подвержены люди не ведущие истинного смысла Богослужения, и таким образом наука может руководить всякого верующего к утверждению в душе его истинной веры и истинного благочестия, выражаемых в священных действиях и обрядах Богослужения, 3) познание древности установления служб Церковных и всех священнодействий может убеждать сына Православной Церкви в целости и непрерывном сохранении единства, чистоты и святости преданий Церкви чрез сие внушать повиновение уставам ее. Тем более б) необходимо познание Литургики священнослужителю Церкви, который и сам должен с полным разумением и благоговением совершать священные службы Церковные и других обязан научить с таким же разумением и благоговением присутствовать при Богослужении.
§ 4. Разделение
Для удобнейшего изложения предметов, входящих в науку о Богослужении Православной Церкви можно разделить ее на две главные части: общую и частную. В общей будет сказано о Богослужении вообще, как-то: о начале Богослужения, сущности его, свойствах и проч., а также о существенных и общих всем службам Церковным принадлежностях Богослужения; а в частной будут представлены различные виды Церковного Богослужения, таковы: А) службы постоянные, ежедневные, еженедельные и ежегодные, совершаемые Церковью и Б) службы особенные, совершаемые ею по особенным случаям и потребностям христиан.