иером. Иаков (Цветков)

Источник

Св. блаженной царице Феофании258

(Декабря 16-го).

Кондак, глас 3-й. Подоб. Дева днесь...

Ты, украшенная царскою Диадимою, царице пречестная, славная добродетелями, получила венец небеснаго царствия·, держа всечестный скаптр благочестия, ты обитаешь в нетленных чертогах, божественным озаряемая светом.

Икосы:

Преподобная – Божиих величий провозвестница! Почему воздадим хвалами Богу; ибо напрасно стал бы ты испытывать глубины судебе Его (Рим. 9:33) От сокровищ своея благости Он совершает, поистине, великия тайны: ибо, являя всегда удобоисполнимым для Себя (μὴ ἀπορόυμενα) невозможное по разуму человеческому (βροτειᾳ γνωμῃ), Он приобщает к превыспренней славе, и украшает диадимою жизни вечныя царицу, облеченную в тленную диадему, и достойно венчает ее и прославляет. Почему обитает она в горних селениях, божественным озаряемая светом.

Гласом божественным воззовем: Дивен Бог (67:36) Ибо, как всех Владыка, Он дарует истинную славу всем любящим Его; Он отверзает двери милосерден всем поспешающим внити (τοῖς τρέκχουσι πρὸς ἔισοδον) в чертог Его; Он соплетает венцы убогим, – начальствующим, у которых есть искреннее желаниe получить оный венец, подобно как таковым божественным желанием пламенела царица Феофания. Посему-то с ликами святых вселилась она в чертог небесный, где блаженство нестареемое, и обитает в нем, светом божественным озаряемая.

* * *

258

Переведено из Anal, sacra; заимствовано Питрою из Тавринского кодекса (f 35), с следующим надписанием Τῆς ἀγίας καὶ θαυματουργοῦ βασιλέιας Θεοφανέιας. Творение неизвестного подражателя св. Роману Сладкопевцу. Акростиха нет – Св. Феофания – супруга греч. благочестивая императора Льва Мудрого, царствовавшого от 886 до 912 г. Несмотря на царственное благолепие и богатство, которым святая была окружена, она как повествуется, препровождала жизнь постническую, суровую свойственную инокам: – подвижникам: телом своим не прилижаше к царскому украшенью, аще же и бываше извни малым никим благолипием одияна, но внутрь отай на теле бяху рубы остры власяны, ими же плоть томима умерщвлятеся. Житье ея бе постническое, питашеся бо простым хлибом и сухим зельем, а многопищныя трапезы весьма у нея бяху отвержены. Входящая же в руки ея богатства и стяжанья честная раздаваема бяху требующим нищим и убогим, сиротам и вдовицам, и многоценныя одежды и утвари в руци тих влагахуся иночествующих же худая пребывалища и монастыри обновляхуся от нея, иминьями же и всеми потребными обогащахуся... Слуги своя и рабыни имияше яко братью и сестры, и не звание никогоже простым именем, но всех о Господи славяше званием, почитая коегождо имя и сан и служенье. (Славян. Ч.-Мин.). По злобе и наветам Евхаитского епископа – волхва, Феодора Сантаварина, которого благочестивый Лев отвращался, он безвинно претерпел от отца своего, императора Василия Македонянина, вместе со св. супругою своею. более чем трехлитнее закаючение в темном никоем затвори, от которого, Божием промышлением, они были освобождены по гласу птицы попугая, возглашавшей нисколько раз человеческим голосом: «Увы, увы! Господине Льве!» Это было во время царского торжественного обеда, на котором, по убеждению присутствовавших вельмож, царь умилился сердцем, и, подвигнувшись жалости и состраданием к сыну, повелел вывести его из темницы, и представить к себе, вместе с супругою его, в подобающем царскому величию благолепии. – В Афонском кодакарие Москов. Синод. Библетеке сих кондака и икосов нет.


Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с.

Комментарии для сайта Cackle