В.И. Грищук

К вопросу об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров

Источник

Статья посвящена проблеме, которая неоднократно обсуждалась в научной среде – авторству Константинопольской Литургии Преждеосвященных Даров. Несмотря на то, что настоящей теме посвящено немало исследований, вопрос атрибуции остается актуальным и не до конца изученным. В статье приведены сведения об авторстве Литургии по свидетельству древних евхологиев, мнения византийских комментаторов, а также обозначена проблема предмета изучения – что подразумевает исследователь, говоря об авторстве Литургии, не имеющей в своем составе Анафоры. На сегодняшний день вопрос авторства Преждеосвященной Литургии остается открытым, однако упоминание имени святителя Григория Великого, папы Римского, на отпусте Преждеосвященной Литургии в современной традиции вполне оправдано.

Содержание

Евхологии Византийские комментаторы Свидетельства о свт. Григории Великом Некоторые выводы Источники и литература  

 

Вопрос атрибуции Литургии Преждеосвященных Даров достаточно подробно изучен в российской и зарубежной литургической науке. Среди наиболее авторитетных работ на эту тему можно назвать монографию проф. Д. Мораитиса «Литургия Преждеосвященных» [Μωραΐτης, 1955], статью профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского «Литургия Преждеосвященных Даров (Историколитургический очерк)» [Успенский, 1976, 146‒184] и фундаментальное исследование протопресвитера С. Алексопулоса «Литургия Преждеосвященных Даров в Византийском обряде: сравнительный анализ ее происхождения, развития и структурных единиц» [Alexopoulos, 2009]. Однако вопрос авторства Преждеосвященной Литургии на сегодняшний день остается темой научных дискуссий.

Изучение проблемы «авторства», или «атрибуции», полной Литургии сводится к вопросу об авторстве Анафоры. Для Преждеосвященной службы проблемы происхождения Анафоры не существует. В таком случае вопрос авторства Литургии Преждеосвященных Даров требует дополнительных комментариев, с учетом того, что внешняя форма богослужения изменяется во времени. Изучая вопрос атрибуции Преждеосвященной Литургии, необходимо конкретизировать предмет исследования:

– создание общественного богослужения, которое предполагает собрание и причастие без чтения молитвы Анафоры;

– формирование практики совершения Литургии в особенные дни годичного круга или включения Преждеосвященной в состав богослужений суточного круга;

– авторство молитв, составляющих основу формуляра;

– авторство особенных чинов, являющихся центральными элементами Преждеосвященной и мало изменяемых во времени при формировании и изменении других компонентов богослужения.

В современной православной традиции принято считать, что автором Литургии Преждеосвященных Даров является свт. Григорий Великий, папа Римский (годы понтификата – 590–604). В современных русских служебниках в надписании Литургии, как правило, не упоминается имя свт. Григория Двоеслова, однако оно звучит отпусте1. Данная атрибуция – единственная в современных печатных изданиях богослужебных книг. Однако, даже самое поверхностное знакомство с историческими источниками обнаруживает, что такое мнение относительно авторства Литургии справедливо подвергается критике.

Евхологии

Авторство Литургии Преждеосвященных Даров варьируется в рукописной традиции. В большинстве рукописей, особенно древних, автор не зафиксирован. В атрибутированных рукописях имя автора может быть обозначено либо в начале Литургии, либо в тексте отпуста Преждеосвященной. Если манускрипт является Типиконом, то атрибуция может быть указана в тексте.

Протопресв. С. Алексопулос проанализировал известные греческие рукописные тексты Преждеосвященной Литургии и систематизировал их по упоминанию автора и по времени написания манускрипта (Сведения представлены по: [Alexopoulos, 2009, 50–51]):

1. Не указан автор:

VIII в.: Barberini gr. 336.

X в.: Sevastianov 474; St. Petersburg 226;

XI в.: Paris gr. 391; Grottaferrata Г.ß. XX; Sinai gr. 958; Sinai gr. 959; Benaki 27 (B56); Benaki 57 (ТА 127);

XI / XII вв.: Sinai 962;

XII в.: Barberini gr. 345; Barberini gr. 393; Barberini gr. 431; Barberini gr. 443; Ottoboni gr. 44; Paris gr. 330; Paris gr. 328; Paris gr. 392; Grottaferrata Г.ß. II; Grottaferrata Г.ß. VIII; Sinai gr. 973; EBE 713; Bodleian Auct. E.5.13; Vatican gr. 1811; Vatican gr. 1863; Vatican gr. 1875; Vatican gr. 1970; Ottoboni gr. 434; Vatican gr. 2005;

XII / XIII вв.: Sinai gr. 1036; EBE 662;

XIII в.: Grottaferrata Г.ß. XIII.; Sinai gr. 966; Sinai gr. 1037; Ambrosiana 709 (R24 Sup); Barberini gr. 443;

XIV в.: Paris gr. 324; Vatopedi 133 (744); Vatican gr. 2324;

XIV / XV вв.: Benaki 90 (ТА 246);

XV в.: Paris gr. 2509; Sinai gr. 968; EBE 685; EBE 769; EBE 2403; EBE 661; EBE 1910; EBE 877; Vatican gr. 1978; Panagia Kamariotissa 145 (142);

XV / XVI вв.: Paris gr. 326; EBE 756;

XVI в.: Ottoboni gr. 288; Paris gr. 347; Sinai gr. 2017; Sinai gr. 2045; Sinai gr. 2111; Sabas 53; Sabas 48; Sinai gr. 2037; Benaki 10 (B16); Benaki 79 (ТА 177); EBE 2400; EBE 878; EBE 755; EBE 772; EBE 749; EBE 759; EBE 781;

XVII в.: Taphou 334.

2. Свт. Епифаний Кипрский:

XIV в.: EBE 2086;

XVII в.: EBE 802.

3. Свт. Герман Константинопольский:

XII в.: Barberini gr. 329; Biblioteca Angelica gr. 15;

XIII в.: Ambrosiana 276;

XIV в.: Grottaferrata Г.ß. III;

XV / XVI вв.: Sabas 382;

XVI в.: EBE 757; Vatican gr. 2007, Vatican gr. 2032, Vatican gr. 2143.

4. Свт. Григорий Великий:

XV в.: Ambrosiana 84, Typikon Sinai gr. 1109;

XVI в.: Paris gr. 393; EBE 775; Dionysiou 469; Taphou 134 (593); Koutloumousiou 341;

XVII в.: EBE 2202;

Эти сведения можно представить в виде таблицы:


Век Без автора Епифаний Герман Григорий
VIII 1
IX
X 2
XI 6
XI / XII 1
XII 19 2
XII / XIII 2
XIII 5 1
XIV 3 1 1
XIV / XV 1
XV 10 2
XV / XVI 2 1
XVI 17 4 5
XVII 1 1 1

В большинстве сохранившихся рукописей, которые относятся к Константинопольской традиции, не упоминается автор Преждеосвященной Литургии.

Свт. Герман Константинопольский (+740), начиная c XII в. многократно упоминается в качестве автора Преждеосвященной Литургии. И хотя он на 200 лет моложе событий, связанных с упоминанием Преждеосвященной в Константинополе в Пасхальной Хронике, огромный авторитет богослова, церковного писателя, гимнографа и литургиста мог стать причиной над писания Литургии его именем.

Свт. Епифаний Кипрский (упоминается в манускриптах XIV и XVII вв.), епископ города Констанции (древний Саламин), (+403) был выдающимся отцом и учителем Церкви, богословом-полемистом и ересеологом.

Не существует определенных свидетельств, согласно которым можно было бы объяснить появление атрибуции свт. Епифанию или свт. Герману в манускриптах XII–XVII вв. Интересно, что в Типиконе Великой Церкви (IX–X вв.) [Mateos, 1962–63,290], в студийском Евергетидском Типиконе (кон. XI в.) [Дмитриевский, 1895, 454], а также в современной традиции памяти святых Епифания и Григория совершаются в один день 12 мая, им указан общий тропарь святителям: «Боже отец наших…».

Ни одна из сохранившихся рукописей старше XV в. не атрибутирует Преждеосвященную Григорию Двоеслову. Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский (+604), – один из великих отцов Церкви. Некоторые исследователи сравнивают его влияние на церковную традицию на Западе со значением свт. Василия Великого в литургических реформах на Востоке. Имя свт. Григория в над писании Преждеосвященной Литургии присутствует в списках начиная с XV в. Позже эта атрибуция утверждается в печатных изданиях. Существует мнение, согласно которому Григорий Великий задокументировал чин Преждеосвященной Литургии в годы своего пребывания в Константинополе в статусе папского легата c 579 по 585 гг. (См., напр.: [Hudleston, 1909, 780–787]).

В рукописной традиции свт. Василий Великий упоминается в синайском диакониконе – служебнике особого состава, предназначенном для диакона Diakonikon Sinai gr. 1040 (XII в.), в примечании на полях в Ottoboni gr. 344 (1177), а также в армянском переводе Литургии Преждеосвященных Даров, ранних грузинских [Желтов, 2016, 271–272], некоторых сирийских и славянских рукописях2.

В русских рукописях до XV в. Литургия называется либо «Служба святого поста», либо «постная служба святого Василия». В рукописях XVI в. появляется современная атрибуция, хотя и редко. И лишь после XVII в. авторство Григория становится общепринятым [Желтов, 2016, 271–272].

Византийские комментаторы

В византийском литургическом комментарии Protheoria (Протеория), написанном между 1054 и 1067 гг., так говорится об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров:

«…говорят одни, что она Иакова, называемого братом Господним, иные – Петра верховного апостола, иные – иных» [Феодор Андидский, 1884, 409].

Любопытным является мнение патр. Михаила Керулария Константинопольского (XI в.). Отметив древность Литургии Преждеосвященных Даров и поместив ее во времена «еще до великих мистагогов» – свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста, он замечает, что после принесения Даров к алтарю «произносится тайная молитва святителя Афанасия, патриарха Александрийского… Эта молитва встречается в каком-то древнем Евхологии» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 50]). Он же обращает внимание на то, что во многих современных ему богослужебных книгах свт. Григорий Двоеслов назывался автором Преждеосвященной Литургии, которая совершалась в Риме [Alexopoulos, 2009, 50].

Упоминание о свт. Василии в связи с Литургией Преждеосвященных Даров содержится в труде студийского инока Никиты Стифата (XI в.) «Рассуждение против франков, то есть латинян» («Libellus Contra Latinos») (PL 143, 973–984). В этом случае молитвы, приписываемые Василию, различны:

«После чтения пророков, совершив установленные Василием Великим молитвы, перенеся с предложения (жертвенника) Дары, помолившись над ними, прибавив к этому еще преданную нам Господом молитву, мы возвышаем Хлеб, говоря: «Преждеосвященная Святая святым» и затем, совершив соединение [Даров], причащаемся» (Цит. по: [Карабинов, 1915, 741])3.

В спорах между Востоком и Западом о литургическом характере седмичных дней Великого поста Иоанн, митр. Клавдиопольский (XI–XII в.), автор антилатинского труда «Слово об опресноках», также называл свт. Василия Великого автором молитв Литургии Преждеосвященных Даров. Он пишет, что в шестом часу, после окончания вечерни,

«…произнеся предписанные молитвы Василия Великого, мы возносим Святые Дары, говоря: Вонмем, Преждеосвященная Святая святым» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 49])4.

Примечательно, что молитвы, которые Никита Стифат атрибутирует свт. Василию Великому, предшествуют Великому входу, в то время как митр. Иоанн приписывает свт. Василию молитвы, которые предшествуют возношению Даров на «Святая святым».

Блж. Симеон Солунский на рубеже XIV и XV вв. в 35‑м ответе на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея, сообщает следующее:

«Литургия Преждеосвященных дошла до нас от древности и от преемников апостольских, как свидетельствуют и молитвы, и само древнее предание. И мы принимаем за несомненное, что своим происхождением она обязана Апостолам, быв вначале составлена ради самого поста» [Ответы на некоторые вопросы, 1857, 179].

Свидетельства о свт. Григории Великом

Первые известные упоминания о совершении Преждеосвященной Литургии в Константинополе датируются позже времени жизни свт. Григория5. Самое ранее свидетельство о Преждеосвященной в Новом Риме содержится в «Пасхальной хронике» (Сhronicon Paschale), где говорится, что в 615 (или 616) г. при патр. Сергии Константинопольском «…начало петься [следующее]: после κατευθυνθήτω [Пс.140], когда Преждеосвященные Дары приносятся в алтарь из скевофилакии, после того, как священник говорит “Κατὰ τὴν δωρεάν τοῦ Χρiστοῦ σου” (“По Дару Христа Твоего…”»), люди немедленно начинают «Νῦν αἱ δυνάμεἰς… ̓Αλληλούϊα” (“Ныне Силы Небесныя…Аллилуиа”). Это поется не только в великопостных Преждеосвященных Литургиях, но также и в другие дни, всякий раз, когда Преждеосвященные совершаются» (PG 92, 989) (Цит. по: [Тафт, 2011, 135;

Успенский, 1976, 146]). Итак, в 615 г. в Константинополе чин Преждеосвященной – это традиционное богослужение, которое достаточно широко известно6. Пасхальная хроника упоминает лишь о добавлении в чин некоторых песнопений.

На латинском Западе «месса Преждеосвященных» впервые встречается в древней редакции сакраментария Геласия (годы понтификата папы Геласия I – 492–496) в рукописи Vat. Reg. Christin. lat. 316 (около 750 г.) как часть богослужения Великой пятницы (См.: [Желтов, 2016, 264]). Сформировался этот чин примерно за полвека до времени появления кодекса. Подобный порядок, который совершался один раз в году – на Страстной Седмице, – описан в одной из редакций сакраментария Григория, датируемого концом VIII в7. В Великий Четверг вечером после мессы, посвященной Тайной вечери, священник причащает весь народ по чину, а затем оставляет Святые Дары, чтобы причаститься на другой день. В Великую Пятницу вечером совершается чин вечерни, в конце которого читается молитва «Отче наш…» и одна краткая молитва «Освободи нас, Господи, от всякого зла…». После этого папа погружает Преждеосвященный Хлеб в Чашу, и далее все причащаются по обычному чину. Важно отметить, что в редакции Геласия римского сакраментария, для причащения в Великий Пяток сохраняются раздельно не только Святое Тело, но и Святая Кровь. «Когда завершатся вышеописанные молитвы, диаконы входят в сакристию. И исходят с Телом и Кровью Господними, которые остались с предшествующего дня8, и поставляют их на алтарь. И священник (sacerdos) встает пред алтарем, поклоняясь Кресту Господнему и целуя [его]. И произносит: “Помолимся”, и затем: “Praeceptis salutaribus moniti…”9 и молитву Господню. Также: “Libera nos, Domine, quaesumus…”10 И когда все это совершится, все поклоняются святому Кресту и причащаются» (PL 74, 1105) (Цит. по: [Желтов, 2016, 267]).

Такой же порядок причащения в Великую Пятницу описан в сакраментарии Григория, лишь вместо священника (sacerdos) совершителем указывается pontifex, т. е. епископ. Однако сакраментарий Григория (Двоеслова) предписывает поставлять в Великий Пяток на престоле чашу с неосвященным вином (См., напр.: [Карабинов, 1915, 749]).

«…папа берет от святого Тела частицу и полагает ее в чашу без всяких слов. И затем все причащаются в молчании» (PL 78, 86) (Цит. по: [Карабинов, 1915, 749]).

Хотя чин и молитвы, описанные в римском сакраментарии, не содержат особенностей константинопольской традиции, сакраментарий Григория является самым древним свидетельством благословения Чаши погружением Преждеосвященного Хлеба. Вероятнее всего, эта особенность богослужения появляется на Западе из восточной практики, т. к. в древнейших латинских источниках какого-либо чина, подобного восточным, нет.

Самое раннее упоминание о свт. Григории как авторе Преждеосвященной Литургии встречается в Константинопольском синаксарии – собрании кратких агиографических заметок, составленном, вероятно, в X в. Под 12 марта в конце жития святителя сообщается о том, что он установил в Римской Церкви практику совершения Литургии Преждеосвященных Даров в седмичные дни Великого поста:

«…говорят, что он тот, кто учредил литургию, совершаемую нами в дни поста…» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 48])

Правда, другие рукописи этого же синаксария содержат несколько иной текст:

«…говорят, что именно он положил начало совершению полной Литургии в дни поста у римлян…» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 48]).

Некоторые выводы

1. Большинство известных рукописей, отражающих Константинопольскую традицию, либо не упоминают автора Литургии Преждеосвященных Даров (таких манускриптов значительное количество), либо упоминают имена свтт. Василия Великого, Епифаний Кипрского, Германа Константинопольского, Григория Двоеслова, папы Римского11.

2. Византийские комментаторы хотя и упоминают об атрибуции Преждеосвященной Литургии, однако из контекста видно, что они не ставили целью указать автора, а скорее указывали на древность богослужения, и его апостольский авторитет (упоминая имя св. ап. Иакова) или авторитет константинопольской кафедры (упоминая имя свт. Василия Великого). Некоторые византийские комментарии (напр., у Никиты Стифата, Иоанна Клавдиопольского, Досифея II Нотары, прп. Никодима Святогорца) имеют выраженный, анти латинский характер.

3. Проблема авторства Литургии Преждеосвященных Даров требует дополнительных комментариев относительно предмета изучения.

– Если говорить о создании общественного богослужения, которое включает совместное причащение, но при этом исключает евхаристическую молитву общины, мы вряд ли сможем назвать определенно автора такого установления. Причины появления Литургии Преждеосвященных Даров на Востоке и ее широкое распространение в восточных поместных Церквях требуют особого исследования.

– Можно говорить об авторстве молитв. Центральных священнических молитв Литургии, которые формируют ядро формуляра, семь: об оглашенных, о готовящихся к Просвещению, 2 молитвы верных, молитва перед «Отче наш», главопреклонная и благодарственная. К сожалению, кроме некоторых косвенных данных, которые требуют дополнительного исследования, у нас нет определенных свидетельств, указывающих на авторство молитв Литургии Преждеосвященных Даров. Этот вопрос остается открытым.

– Если говорить о ключевом элементе константинопольской Литургии, то самое древнее свидетельство о благословении Чаши погружением в нее Преждеосвященного Хлеба встречается в сакраментарии Григория.

Нам известны западно-сирийские чины Литургии Преждеосвященных Даров, сохранившиеся в рукописях X века и позже, которые описывают практику «знаменования чаши [Телом Христовым]», когда при осенении чаши частицей Тела Христова предстоятель изображает частицей знамение креста, обмакивая при этом частицу в вино [Желтов, 2016, 266]12. Восточно-сирийский обряд указывает отшельнику осенять чашу Святым Хлебом с молитвой, не погружая святой Хлеб в вино [Желтов, 2016, 267]. В египетской традиции также известно существование чина освящения чаши «посредством Преждеосвященной Частицы» [Alexopoulos, 2009, 114–117]).

Итак, в сакраментарии Григория Великого встречается самое древнее свидетельство о чине погружения Евхаристического Хлеба в вино на Литургии Преждеосвященных Даров. Так что поминовение святителя Григория Великого, папы Римского, на отпусте Преждеосвященной Литургии вполне оправдано.

Источники и литература

1. Alexopoulos (2009) – Alexopoulos S. The Presanctified Liturgy in the Byzantine Rite: A Comparative Analysis of its Origins, Evolution, and Structural Components. Leuven: Peeters, 2009. xvi, 358 p.

2. Brightman (1896) – Brightman F. E. Liturgies Eastern and Western, being the texts original or translated of the principal liturgies of the church. Vol. I: Eastern Liturgies. Oxford, 1896. civ, 573 р. (https://archive.org/details/liturgieseastern01unknuoft/mode/2up – 1.11.2020).

3. Hudleston (1909) – Hudleston G. R. Gregory I («the Great») // The Catholic Encyclopedia. Vol. 6. New York: The Encyclopedia Press, 1909. Р. 780–787. (https://archive.org/details/catholicencyclop06herbuoft/page/n7/mode/2up – 10.12.2020).

4. Mateos (1962–63) – Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Ms. Sainte-Croix no. 40. Introduction, texte critique, traduction et notes. 2 vols. // OCA. Rome, 1962–63. № 165–166. Т. 1. Р. 290.

5. Μωραΐτης (1955) – Μωραΐτης Δ., πρωτ. ̔Η λειτουργία τῶν προηγιασμένων. Θεσ., 1955.

6. Дмитриевский (1895) – Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Вып. 1–3. Киев, 1895–1917. Том 1: Typika.1895. С. 454.

7. Желтов (2004) – Желтов М. С. Римский папа – автор византийской литургии?: К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров // Византия и Запад: 950‑летие схизмы христианской Церкви, 800‑летие захвата Константинополя крестоносцами. М., 2004. С. 61–63.

8. Карабинов (1915) – Карабинов И. А. Св. Чаша на литургии преждеосвященных Даров // Христианское чтение. 1915. № 6. С. 737–753; № 7–8. С. 953–964.

9. Ответы на некоторые вопросы (1857) – Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от архиерея // Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб, 1857. С. 143–224.

10. Ответы на некоторые вопросы (1857) – Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от архиерея // Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб, 1857. С. 143–224.

11. Тафт (2011) – Тафт Р. Ф. Великий вход: история перенесения даров и других преданафоральных чинов / [Пер. с англ. С. Голованова]. Омск, 2011. 544 с. (Taft R. F. A History

of the Liturgy of St. John Chrysostom. Volume II. The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites // OCA. Rome, 1975. № 200).

12. Ткаченко (2006) – Ткаченко А. А. Григория сакраментарий // Православная энциклопедия. . 13. М., 2006. С. 97–99.

13. Успенский (1976) – Успенский Н. Д. Литургия Преждеосвященных Даров (Историколитургический очерк) // Богословские труды. № 15. М., 1976. С. 146‒184.

14. Феодор Андидский (1884) – Феодор, епископ Андидский. Краткое рассуждение о тайнах и образах божественной литургии, составленное по просьбе боголюбезного Василия, епископа Фитийского / [Пер. Н. Ф. Красносельцева] // Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. Казань, 1884. Часть первая. С. 376–415.

Archpriest Vitaly Grischuk. On the question of the authorship of the Liturgy of the Presanctified Gifts.

Abstract: The article is devoted to a problem that has been repeatedly discussed in the scientific community – the authorship of the Constantinople Liturgy of the Presanctified Gifts. Despite the fact that a lot of research has been devoted to this topic, the issue of attribution remains relevant and not fully understood. The article provides information about the authorship of the Liturgy according to the testimony of ancient euchologists, the opinions of Byzantine commentators, and also identifies the problem of the subject of study – what does the researcher mean when speaking about the authorship of the Liturgy, which does not include Anaphora. To date, the question of the authorship of the Presanctified Liturgy remains open, but the mention of the name of St. Gregory the Great, Pope of Rome, at the dismissal of the Presanctified Liturgy is fully justified in the modern tradition.

* * *

1

В современной греческой традиции (как и в русской старообрядческой практике) имя святителя Григория не упоминается на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров.

2

В некоторых славянских списках встречается имя свт. Епифаний Кипрского (См., напр.:[Желтов, 2016, 271]).

3

Примечательно, что в тексте Никиты Стифата [PL 143, 981] используется термин «exalto» – возвышать, возвеличивать – для указания возношения Святых Даров. (Подр. о возношении Святых Даров на «Святая святым»: [Alexopoulos, 2009, 248–252]).

4

 В греческом тексте (Allatius «Missa Praesanctificatorum» 1544–1545) использован термин ὑψόω («εὐχή ὑψοῦμεν τὰ ἅγια») – поднимать вверх, возносить.

5

 К самым ранним источникам совершения Преждеосвященной Литургии в Константинополе следует отнести:

– «Пасхальная хроника» неизвестного автора VII века;

– «Чудеса Святой Девы Марии в Хозиве» – сборник историй, составленный Антонием Хозевитом (+ между 632 и 640 гг.);

– 52‑е правило Трулльского Собора (691–692 гг.).

6

 Следует отметить, что некоторые исследователи, напр. Брайтман, предполагают, что в «Пасхальной хронике» Евтихий упоминает обычную Литургию, и песнь «Ныне силы небесныя…» употреблялась в Константинополе на полной Литургии [Brightman, 1896, 573].

7

В настоящее время считается, что около 20% всех молитв, входящих в сакраментарий Григория, имеют лексические параллели в произведениях святителя, а следовательно, могли быть составлены им самим. 4/5 текста сакраментария, вероятно, появились четверть века спустя после кончины святителя (См.: [Ткаченко, 2006, 97–99]).

8

Т. е. с мессы Великого Четверга.

9

«Давайте помолимся…» – традиционная преамбула к молитве «Отче наш».

10

«Освободи нас, Господи, от всякого зла…»

11

 Протопресв. С. Алексопулос упоминает еще имя свт. Григория Богослова, т. е. Григория Назианзина, ссылаясь на Byzantine Daily Worship (Alleluia Press, 1969) [Alexopoulos, 2009, 47].

12

 О молитве освящения потира, составленной Антиохийским монофизитским патр. Севиром см.: Успенский, 1976, 161–162].


Источник: Грищук В.И. К вопросу об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров // Актуальные вопросы церковной науки. 2021. № 2. С. 194-201.

Комментарии для сайта Cackle