Г.С. Битбунов

Источник

Вознесение ГосподнеКраткий терминологический словарь

Приложение 3. Иконография двунадесятых праздников

Святая Пятидесятница

Иконография праздника Пятидесятницы начала развиваться с VI века. Соответствующие изображения можно найти в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка – IX-XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и др.

Композиция представляет собой триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с апостолами Петром и Павлом. В их руках книги и свитки, часто они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, зачастую представлены одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки (или усеченного эллипсиса) либо прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда оно позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, о которых говорится в книге Деяний. Есть, однако, изображения, где людские массы заменены двумя-тремя фигурами.

Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в Сионскую горницу.

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Данное изображение получило надпись «Космос» – «весь мир». То же самое встречается позднее в греческих и русских памятниках XV-XVIII вв.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования.

Так, по одному предположению, здесь первоначально был изображен пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя.

Есть и другая интерпретация. Здесь нужно вспомнить заседание апостолов при избрании апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. Тогда Петр в своей речи упомянул пророчество царя Давида: Да будет двор его пуст... достоинство его да приимет другой (Деян.1:16, 20). Получается, на иконах изображен псалмопевец. Арка показывает то, что Давид не является участником собора апостолов, а затемнение означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Важно наметить связь между собором апостолов при избрании апостола Матфия и Пятидесятницей. Как известно, на данном собрании было установлено Таинство Священства. Сошествие Святого Духа становится его безусловным подтверждением. Иными словами, икона мыслится как образное выражение Таинства Священства. Давид же написан здесь потому, что он, как и пророк Исаия, предрекал Вознесение Господа Иисуса Христа. Встречается еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница»: царь – Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя – равенство Сына Отцу; темное место – неведение о Его местопребывании; червленая риза – искупление людей Пречистой Кровью; венец – соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус – чистота; свитки – апостолы132.

По мнению монахини Иулиании (Соколовой), «истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников»133. Несомненно, фигура царя имеет позднее происхождение, и появилась она на месте толпы, как бы ее заменяя. Именно с ней она имеет теснейшую связь.

Книга Деяний рисует грандиозную картину собрания народов в день Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами – все зависело от изобразительной площади, которой, как правило, не хватало. Поэтому со временем толпа людей была редуцирована до двух-трех лиц, а затем ее и вовсе заместил царь как представитель народа, всего мира, погруженного во тьму неведения Бога, 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в день Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной.

Нужно отметить также, что в древних византийских композициях Пятидесятницы Матерь Божия обычно не изображалась среди апостолов. В западных же версиях уже с X века Она всегда является участницей данного события. С XVII столетия эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

В связи с изображениями Пятидесятницы возникает еще один вопрос, уже обсуждавшийся: почему в них вводится Павел, которого не было среди апостолов в тот знаменательный день. Стоит повторить: очевидно, в нем изографы справедливо видели одного из главных участников основания и утверждения Церкви Божией, а потому, вопреки исторической правде, писали на иконах.

Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов – как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

Его проявлением в Пятидесятницу были языки пламени. В западной средневековой практике положено начало изображению Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного подлинника.

В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния стали писать палаты. Центральное место на троне было отдано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «Космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить из композиции и апостола Павла. Вместо стилизованного неба появились облака и лучи с пламенем.

Выше уже говорилось, что со временем в Русской Православной Церкви значение праздника Святой Пятидесятницы изменилось, и его стали именовать Святой Троицей.

Это обстоятельство получило интересное отражение в иконографии праздника. Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Ср. также следующий факт: Чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой – Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна.

* * *

132

См. подробнее: Иулиания (Соколова), монахиня. Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на апостолов» (www.troitsa. paskha.ru).

133

Там же.


Источник: Двунадесятые праздники : (историко-литургическое описание) / Г.С. Битбунов. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 246 с.

Комментарии для сайта Cackle