Приложение 3. Иконография двунадесятых праздников
Рождество Пресвятой Богородицы
Обстоятельства Рождества Богородицы самым существенным образом сказались на его иконографии. При ее сравнении с изображениями других двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий их строй.
Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые.
Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII века) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X-XI столетиям.
Однако устойчивая, имеющая широкое распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен.
Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в сербском монастыре Студеница (1304 год), Киевского Софийского собора (первая половина XI века), росписи Преображенского собора Псковского Мирожского монастыря (XII век).
На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий): ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.
На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.
Большой интерес для эортологической истории представляют клейма, фабула и архитектоника которых характеризуются самостоятельностью.
Основные сюжетные линии в основном исчерпывают событийные вехи: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у бесчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима и Анны; благовестие Иоакиму и Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).