И.А. Гарднер

Богослужебное пение Русской Православной Церкви (Тома I-II)

Источник

Том II


  • Часть I. Сущность и система
    Глава 1. Предисловие и введение
  • Глава 2. Литература. Краткая библиография. Труды по истории церковного пения. Труды по симиографии и палеографии церковного пения. Труды о формах русского церковного пения и его проблематика. Литература по русскому церковному пению на иностранных языках.
  • Глава 3. Сущность церковного пения. Его значение и основные виды исполнения в богослужении православной церкви. Гимнология и гимнография. Виды исполнения богослужебного пения. Градация музыкального элемента в богослужении. Виды исполнения церковных песнопений.
  • Глава 4. Система русского богослужебного пения. Осмогласие. Роспевы и напевы. Паралитургическое пение.
  • Глава 5. Русские церковно-певческие нотации. Источниковедение. Столповое знамя. Кондакарная нотация. Источники. Певческие и непевческие богослужебные книги. Системы истории русского богослужебного пения.
  • Часть II. История. Первая эпоха (от конца X века до 1652 г.)
    Глава 6. Первый (предначальный) период. Исторические условия на Руси до крещения. Проблема письменных памятников. Первый отдел периода. Христианство в Киеве до крещения Руси. Возможные разносторонние церковно-музыкальные влияния. Сев. Кирилл и Мефодий. Проблема болгарского влияния. Второй отдел первого периода. После крещения Руси до появления письменных памятников богослужебного пения. Проблема влияний и заимствований. Браки русских князей и княжен, культурные связи. Преимущества византийской культуры. Проблема первой русской иерархии. Следы глаголицы. Княгиня Анна, греческие певцы. Доместики — демественники. Участие народа в богослужебном пении. Следы византийской культуры. Просветительская деятельность св. Владимира и Ярослава Мудрого. Западные параллели. Проблема трех греческих певцов.
  • Глава 7. Второй период (период кондакарного пения). Общая характеристика второго периода. Политические обстоятельства. Контакты с западным миром. После разделения Церквей. Контакты с православным югом и юго-востоком. Письменные певческие памятники второго периода. Певцы и певческие коллективы. Основные черты богослужебных · порядков в домонгольской Руси. Экфонетика. Столповое пение. Эволюция языка. Столповая нотация. Хирономия. Русское литургическое творчество. Кондакарное пение.
  • Глава 8. Третий период (период господства одного столпового пения). Церковно-политическая обстановка. Митрополиты. Новгород. Ослабление контактов с Западом. Певческие памятники. Размножение монастырей. Ирмологи. Отголоски кондакарного пения. Выдающиеся певцы. Певческое образование. Песнотворцы; возможные южнославянские влияния на пение. Государевы певчие дьяки. Хомония. Азбуки. Предполагаемая реформа нотации. Путь и демество.
  • Глава 9. Четвертый период (период раннего русского многоголосия). Общая характеристика периода; церковно-политические условия. Памятники. Стоглавый Собор; многогласие и многоголосие. Выдающиеся певцы и мастера пения. Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки. Хомония. Аненайки и хабувы. Развитие нотации; путевая и демественная нотация. Казанское знамя; введение помет. Неодноголосие (немонодичность). Литургическая драма; малолетние певцы. Строчное пение. Монастырские порядки. Обучение; постановления Стоглава. Смутное время, столкновение с западной литургической музыкой. Итоги первой эпохи.
  • Указатель важнейших имен и предметов

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.


Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Богослужебное пение Русской Православной Церкви : [В 2-х том.] / И.А. Гарднер. - Сергиев Посад : Моск. духов. акад., 1998. / Т. 1: Сущность. Система. История. - 592 с. : нот., факс.

Комментарии для сайта Cackle