Азбука веры Православная библиотека протоиерей Петр Смирнов Протоиерей П.А. Смирнов. К пятидесятилетию его церковно-общественного служения

Протоиерей П.А. Смирнов. К пятидесятилетию его церковно-общественного служения

Источник

29-го марта исполняется 50-ти летие церковно-общественного служения председателя Учебного Комитета при Святейшем Синоде и редактора «Церковных Ведомостей», протоиерея Петра Алексеевича Смирнова1.

Юбиляр-сын соборного священника г. Мышкина, Ярославской губернии, родился 11-го марта 1831 года. Среднее богословское образование получил в местной духовной семинарии, а высшее в Московской духовной академии, курс которой окончил в 1854 году, со степенью магистра богословия. Московская духовная академия того времени, когда во главе ее стояли такие выдающиеся ученые и замечательные люди, как Ф.А. Голубинский, П.С. Делицын, А.В. Горский, а высшим руководителем и вдохновителем ее был мудрый Московский святитель-митрополит Филарет, – умела воспитывать крупные таланты, и притом отмеченные отсутствием тщеславия, сдержанностью в слове и уважением к чужой личности. Курс П.А. Смирнова так же не был обделен талантами. Достаточно сказать, что товарищами его по академии были А.Ф. Лавров, впоследствии Алексей, архиепископ Литовский, знаменитый канонист, – Михаил Лузин, скончавшийся в сане епископа Курского, известный ученый богослов, автор толкового Евангелия и других трудов по изучению Священного Писания, и Д.Ф. Голубинский. Вместе с ними, по окончании курса, Петр Алексеевич был оставлен в родной академии преподавателем, в звании бакалавра (по-нынешнему доцента) по кафедре еврейского языка и библейской археологии.

Но преподавательская деятельность его в академии была непродолжительна. Сухой предмет, выпавший на его долю, не удовлетворял запросам его живой и чуткой души, требующей более свободной, творческой деятельности. Поэтому через 4 года, в 1858 году, он оставил академию и поступил во священники к церкви Московского вдовьего дома. Через несколько лет был переведен отсюда к церкви св. Космы и Дамиана на Малороссейке, а еще через 15 лет к церкви Петра и Павла на Басманной.

На первых же порах своего священнического служения Петр Алексеевич заявил себя усердным и искусным проповедником. В записках С.М. Сухотина, напечатанных в «Русском Архиве», отмечены эти первые шаги молодого проповедника, сочувственно встреченные и по достоинству оцененные его немногочисленными еще в то время прихожанами. «Священник (вдовьего) дома», пишет С.М. Сухотин, «сказал прекрасную проповедь на текст: «покаяния отверзи ми двери, » где он указал на фарисейство, сокровенно в нас пребывающее и состоящее в самодовольстве, с соблюдением, по-видимому, всех нравственных правил со стороны хороших даже людей и так называемых благонамеренных». Под 19 марта 1861 люда С.М. Сухотин снова пишет: «сегодня священник во вдовьем доме на тот же текст сказал опять прекрасную проповедь против отчаяния духовного и мрачного настроения духа»2.

Петр Алексеевич произносил проповеди, обычно, без тетрадки, но предварительно тщательно приготовив и написав поучение. С течением времени, путем постоянных упражнений, – он развил свой проповеднический талант до высокой степени совершенства. Глубоко-содержательные, выдержанные и изящные по стилю, его слова и речи, а также благоговейное, высокохудожественное совершение службы Божьей привлекали в его приходской храм многочисленных богомольцев и слушателей.

Нужно видеть объемистые связки проповедей, сохранившихся в бумагах юбиляра, чтобы оценить тот, поистине, нелепый труд, который поднял он, как проповедник Божьего слова. Часть проповедей, конечно, малая в сравнении с тем, что разновременно им было произнесено, издана в двух томах. Одновременно с обязанностями приходского священника, протоиерей Петр Алексеевич в течение 25лет (1860–1885 г.г.) проходил обязанности законоучителя во 2-й Московской гимназии и некоторых других учебных заведениях г. Москвы. Между прочим, как законоучителю 2-й гимназии, ему выпала честь быть наставником двух иерархов отечественной Церкви – Сергия Ланина, недавно почившего в сане архиепископа Ярославского, и Петра Другова, ныне епископа Смоленского. Для характеристики деятельности Петра Алексеевича, как законоучителя, небезынтересна следующая оценка его педагогических приемов, сделанная преосвященным Петром. Выразив сожаление о неудовлетворительной постановке преподавания Закона Божия в средней школе, преосвященный пишет: «Благодарение Господу, что высокообразованная и глубоко симпатичная личность нашего законоучителя, доселе, к утешению нашему, здравствующего, спасла нас от рутинного усвоения высоких истин христианства. Утомленные физически и часто в конец изнемогавшие от усталости, мы отдыхали на уроке Закона Божьего и дышали свободно, а наш добрый руководитель, понимая при своей чуткости тяготу переживаемого нами школьного обучения, силою своего дивного слова, которое лилось у него рекою, ободрял и вдохновлял нас. Но, ведь, такая личность исключительная. Благодарю Бога, что мы были счастливцами, имея подобного наставника»3.

Такова оценка ученика. И вот другая, не менее высокая и авторитетная оценка со стороны иеpapxa, поставленного быть наблюдателем, за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г. Москвы, – разумеем Леонида, епископа Дмитровского4. – «Я с экзамена на экзамен», – пишет владыка своему другу, преосвященному Савве,– «некоторые превосходны, особенно, где учит молодой протоиерей П.А. Смирнов»5. В сочинениях юбиляра приведено письмо, полученное им от преосвященного Леонида вместе с книгой: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», изданною в переводе с греческого преосвященным Евсевием, архиепископом Могилевским. Вот это интересное письмо:

«Достопочтеннейший отец Иерей Прошу принять книжку, о которой мы говорили, но приняв, извинить меня, что дарю книгу без переплета. Мне хочется подарить ее вам именно сегодня. В праздник Духа особенно уместно – прийти к вам отцам пустыни духоносным, в примере и жизни которых дышит огонь и озаряет свет Духа. Да проникает, этот свет и огонь из этой книги в уроки ваши, а эти уроки да проницают собою юные сердца во спасение их, и ваше, и многих. Благодать Святого Духа будем со всеми нами! – Мая 27–28, 1873 (полночь). Леонид, Е.Д.» – На присланной книге была надпись святителя, что он дарит ее в память, «превосходного экзамена и дружеской беседы»6.

Плодом законоучительской деятельности протоиерея Петра Алексеевича были учебники по предмету Закона Божьего и истории Церкви. Значительная часть их переведена на иностранные языки – шведский, английский, французский; есть так же переводы на славянские наречия и на грузинский язык.

Хлопотливая и сложная приходская и законоучительская деятельность не поглотила, однако, всецело внимания Петра Алексеевича и не устранила его от участия в других областях церковно-общественной деятельности. Он принимал живое участие в трудах Московской комиссии по устройству народных чтений, был руководителем по преподаванию Закона Божьего на курсах для учителей народных школ и руководителем же богословских чтений в Московской городской думе.

Как опытный педагог, он неоднократно был вызываем в С.-Петербург для участия в комиссии образованной при Министерстве Народного Просвещения для обсуждения способов, наилучшей постановки преподавания Закона Божьего в учительских семинариях, а также в заседаниях Училищного Совета при Святейшем Синоде по вопросу об организации призванной тогда к возрождению церковно-приходской школы; впоследствии, еще оставаясь Московским священником, Петр Алексеевич назначен был членом Училищного при Святейшем Синоде Совета. С переводом в С.-Петербург, в 1886 году он получил возможность принять еще более живое и постоянное участие в занятиях Училищного Совета в качестве его члена, а с 1896 года, в качестве помощника председателя Училищного Совета. В этих должностях протоиерей Петр Алексеевич немало потрудился по выработке программ, объяснительных к ним записок и, вообще, по устроению церковно-приходской школы, в особенности насколько дело касалось упрочнения религиозно-нравственного направления школы и постановки в ней преподавания Закона Божьего.

С другой стороны, ему принадлежит часть популяризации и выяснения путем печати задач и значения церковно-приходской школы, которая на первых порах ее возрождения многим и в обществе и даже в духовенстве казалась чем-то искусственным, насильно навязываемым русскому народу. Протоиерей Петр Алексеевич горячо и убежденно боролся против такого предубеждения, выясняя историческую основу церковно-приходской школы, нравственную, а не внешнюю только, обязательность для духовенства трудиться над ее устроением и возрождающее, животворное значение этого труда для самого духовенства. Многочисленные статьи его по вопросам народного образования и церковно – приходской школы были впоследствии собраны автором и изданы в книге под заглавием: «Народное образование, и церковно-приходская школа».

В 1886 году протоиерей Петр Алексеевич оставил Москву, получив назначение настоятелем С.-Петербургского кафедрального Исаакиевского собора, в каковой должности состоял почти 12 лет до 4 октября 1897 г. Как человек новый в северной столице, он на первых порах был встречен здесь не без некоторого предубеждения. Но его искренность, благожелательность, спокойный, миролюбивый и вместе твердый характер скоро рассеяли это предубеждение и снискали ему уважение и доверие сослуживцев – ближайших и отдаленных – и прихожан. Памятником его служения в соборном храме столицы служит учрежденное им Исаакиевское приходское братство, председателем которого он состоит и ныне, сохраняя, таким образом, прежние духовные связи с Исаакиевским приходом. Поставленное своим учредителем на твердую почву, Исаакиевское братство владеет ныне капиталом до 50 тыс. рублей, содержит столовую для бедных, имеет церковно-приходскую школу и т. д. Его же просвещенному почину принадлежит учреждение и некоторых других благотворительных обществ. Так, он состоит в числе членов – учредителей Ярославского благотворительного общества, первого по времени в северной столице земляческого союза, поставившего задачей поддержку и помощь ярославцам, прибывающим в столицу на заработки или учиться и не успевшим устроиться или выбитым из жизненной колеи, – общества исторического просвещения в память императора Александра III и некоторых других. Во многих других благотворительных и просветительных обществах, он состоял и состоит деятельным членом и полезным сотрудником.

С учреждением в 1888 году при Святейшем Синоде особого печатного органа «Церковные Ведомости», протоиерей Петр Алексеевич был назначен его редактором. Тот, кто знаком с условиями печатного дела, легко поймет, какая это ответственная и сложная работа, какого внимания, какого напряжения сил, какой чуткости ума и сердца она требует. По особым условиям нового издания, как органа высшего русского церковного управления, – эти требования, естественно, усугублялись. Предстояла задача поставить новое издание в соответствии с запросами действительной жизни и в то же время сохранить такую осторожность и важность в слове, чтобы не подавать повода к каким-либо двусмысленным толкованиям, нареканиям или ложным толкам. И благодаря такту и вниманию к делу со стороны протоиерея Петра Алексеевича, как редактора, задача эта, можно сказать, в достаточной мере достигнута.

В «Церковных Ведомостях», за время редакторства протоиереем Петром Алексеевичем помещено весьма много статей по разным вопросам церковной жизни и мысли. Большая часть этих статей и других литературных трудов собраны им и составили 5-ть отдельных выпусков его сочинений.

4-го октября 1897 года состоялось назначение его председателем учебного комитета при Святейшем Синоде, заведующего духовно-учебными заведениями России. В этой должности протоиерей Пётр Алексеевич является третьим со времени основания комитета председателем, после протоиереев И. В. Васильева и А.И. Парвова. Время для оценки деятельности его в этой ответственной и важной должности ещё не настало. Но нельзя не указать, что деятельность эта с высоты престола, в Высочайшей грамоте по случаю пожалования ему ордена святого благоверного князя Александра Невского, названа «ревностной и отлично усердной».

За свои труды в области духовного просвещения и литературы протоиерей Петр Алексеевич избран почетным е членом всех 4-х духовых академий.

В виду тревожных условий времени и состояния здоровья, юбиляр уклонился от всякого чествования.

* * *

1

Прот. П. А. начал службу 9-го октября 1854 г. Но в его служебной деятельности был перерыв, между выходом из академии и поступлением во священники. 29-е марта день рукоположения его в священный сан.

2

См. Н.П. Барсуков. «Жизнь и труды Погодина». Т. XVIII, стр. 80–81.

3

Смоленская Епарх. Вед., 1904 г., № 8.

4

Скончался в сане архиепископа Ярославского

5

Смотрите воспоминания о высокопреосвященном Леониде Саввы, епископа Харьковского. Харьков 1877 г., стр. 269.

6

Сочинения прот. П. Смирнова. Вып. 2-й, стр. 218.


Источник: Протоиерей П.А. Смирнов. К пятидесятилетию его церковно-общественного служения // Церковные ведомости (Прибавления). 1905. № 13. С. 531–535.

Комментарии для сайта Cackle