Источник

Малахия

Малахия (מַלְאָכִי = вестник мой, по другим – вестник Иеговы; Μαλαχίας; Malachias; Малахіа; L: Maleachi): Мал.1:1.3Ездр.1:40. – Последний из пророков ветхозаветных. Но о его происхождении и обстоятельствах жизни из свящ. Писания ничего не известно. Остается руководствоваться одним преданием; но и предание сохранило нам слишком ограниченные и недостаточные сведения. Самое имя пророка некоторые считали нарицательным, а не собственным. Так у LХХ-ти и согласно с LХХ в славянском первый стих читается: «Пророчество словесе Господня на Израиля рукою ангела его» (Мал.1:1). Блаженный Иероним говорит, что некоторые древние раввины думали, что под именем Малахии следует разуметь Ездру, потому что и Аггей также называется Малахией, т. е. вестником (Агг.1:13). Св. Кирилл Александрийский упоминает, что и в его еще время некоторые, подобно Оригену, утверждали, будто Малахия по природе своей был ангел, но по воле Божией облекся в тело и сделался пророком для Израиля. Но, по общепринятому мнению, как Ветхозаветной, так и Новозаветной Церкви, он был человек – пророк Божий; происходил, по Епифанию и Дорофею Тирскому, из колена Завулонова, умер в молодости и погребен со своими предками в своем отечественном селении Суфа или Софа, или Софира. Св. Ефрем Сирин, указав происхождение Малахии из колена Завулонова, говорит, что благочестивою своею жизнью он приводил в удивление народ, который, видя, что он по жизни своей подобен ангелу Божию, назвал его Малахией, т. е. ангелом или вестником. Предание говорит, что Малахия проходил пророческое свое служение после Аггея и Захарии. Время этого служения его можно частью определить и самым содержанием пророческой книги его. Он пророчествовал в то время, когда храм Иерусалимский был снова построен по возвращении из плена, и в храме совершалось богослужения и приносились жертвы священниками, хотя и с нарушением закона (1:6–14. гл. Мал.2, 3:10); а строение храма кончено в 6-й год Дария, царя Персидского (около 486 г. до Р. Хр.). Из других обстоятельств можно с достоверностью заключать, что он был современником Неемии, и следов., пророчествовал за 400 лет до P. Хр. Ибо те же самые пороки и нравственные недостатки, против которых восставал Неемия, обличаются и осуждаются и у Малахии; таковы напр., развод с законными женами для вступление в брак с иноплеменными, нерадение о приношении начатков и десятин в храм Божий, приношение в жертву Богу животных больных и увечных; упадок добрых нравов и строгой дисциплипы в самых левитах и священниках (гл. Мал.2) и т. под. Отсюда в пророке Малахии мы видим такого же поборника веры и закона во дни Ездры и Неемии, каковыми были Аггей и Захария во дни Иисуса и Зоровавеля. Иудеи по возвращении своем из плена, среди множества неблагоприятных обстоятельств, нескоро конечно, могли достигнуть благоустройства и благосостояния в жизни, посреди недостатков и неустройств во внешнем; к большему сожалению, много теперь было у них неустройств и в самом внутреннем, нравственно-религиозном их состоянии, которые от нерадения и беспечности священников еще более умножались и возрастали, и не могли не возмущать и не огорчать пророка. Среди ослабления добрых нравов, в заботах об одном земном, вера в Божеств. обетования и откровения стала упадать, некоторые стали даже отвергать промысл Божий, стали считать условие Завета бесполезными. «Где Бог правосудия, говорили; всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и Он благоволит к таким» (Мал.2:17). Такие недуги вызвали сильные обличения пророка. После краткого вступления, выражающего преимущественную любовь Божию к Израилю (Мал.1:1–5), пророк сначала обличает народ и священников за то, что они не имеют должного благоговение к Богу, приносят худые жертвы Ему, краденое, хромое, больное, увечное, тогда как имеют в стадах своих хороших животных, неиспорченных (гл. Мал.1). Далее обличает священников, что они своими неправдами, уклонением от правого пути, несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона бесславят Бога, производя соблазн в народе (Мал.2:1–9). Грозно обличает народ за его вероломство и нарушение завета отцов своих, что вероломно поступают с женами своими, несправедливо отвергая законных жен, берут жен иноплеменных (Мал.2:10–16). Угрожает им судом Божиим за разные другие их пороки, за их чародейства и прелюбодеяния, за их ложные клятвы, за удерживание платы у наемников, за притеснение вдов и сирот, за отвержение пришельцев и за неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий (Мал.3:5– 12). Обличает наконец их за их богохульство, за их дерзкие и хульные слова, что напрасно служить Богу, бесполезно соблюдать Его постановления и ходить пред лицем Его в печальной одежде, что нечестивые и делающие беззаконие счастливее живут, лучше устраивают свои дела, и остаются целы (Мал.3:13–15. сн. Мал.2:17). Обличая эти пороки, пророк вместе с этим, подобно Аггею и Захарии, провидит славу второго храма, и яснейшим обр. предсказывает пришествие Мессии, явление Предтечи пред Его пришествием, грядущий суд Божий на нечестивых, прославление праведных и распространение славы Божией между всеми народами (Мал.1:5, 11, 2:1–5, 3:16–18. и гл. Мал.4). Малахия был последний из ветхозаветных Боговдохновенных мужей, после него пророчества прекратились; все, что нужно было знать людям об истинах веры и спасении, возвещено им; пролит ясный свет на настоящее, открыты все пути Промысла, не сокрыта тайна времен будущих; пророчества о Христе так были ясны, что как бы посылали в сретение Его, и со дня на день делались более и более общеизвестными, чрез иудеев распространяясь и между другими – языческими народами. Если обличение пророка не имели полного действие на современных иудеев, и не исправили всех недостатков его, то, однако же, и из Ветхого и из Нового Завета видно, что пророчество его глубоко напечатлено было в сердцах их и не умирало в устах и в самые времена Христа. Из ветхозаветных мужей И. сын Сирахов вместе с другими великими пророками прославляет и 12-ть малых пророков: «да процветут кости их от места своего! Они утешали Иакова и спасали их верною надеждою» (Сир.49:12). Во времена Христа пророчества Малахии не только повторялись апостолами, но известны были и книжникам и народу (см. напр. Mф.11:10, 17:10–12. Мк.1:2. Лк.1:16–17, 7:27. и др.). Сн. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 183... Хергоз. Обозр. Прор. Паллад. Толк. на Малах. Zell. 2. p. 81. Rosenm. и Keil и Del. на Малах., Herz. VIII. p. 752 и др.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle