Источник

Лев

Лев (,לַיִשׁ ,לָבִיא ,לְבִי ,כְּפִיר ,גּוּר ,אַרְיֵה ,אֲרִי שַׁחַץ ,שַׁחַל ,צֹבַע ,עֹתֶן; Λέων, λέαινα, σκύμνος; Leo, leaena, catulus; Лев, львица, скѵ́менъ; L: Löwe, Löwin, junge Löwe): Быт.49:9. Чис.23:24, 24:9, Втор.33:20, 22. Суд.14:5, 8. 1Цар.17:34 и дал. 2Цар.1:23, 23:20. 3Цар.7:29, 36, 10:18–20, 13:24, 20:36. 4Цар.17:25. 2Пар.9:17–19. Иов.4:10–11, 16. Пс.7:3, 17:12, 22:14, 34:11, 57:5. Притч.22:13, 28:1, 15, 30:30. Песн. 4:8. Ис.15:9, 21:8, 30:6. Иер.2:15, 4:7, 5:6, 49:19, 50:44. Иез.1:10, 19:2–9, 32:2. Дан.6:8, 7:4. Ос.5:14, 13:7. Ам.3:4. Наум.2:11–13. Соф.3:3. Зах.11:3. 1Пет.5:8. Откр.5:5, 10:3. и др. – Лев, справедливо почитаемый царем животных и властелином их, есть чрезвычайно сильное хищное животное, кошачьей породы, буро-желтого цвета. Он имеет крепкое тело с плотно прилегающею к нему буро-желтой, короткой шерстью, голову огромную с широким лицом, небольшими глазами и круглыми зрачками, густую гриву, падающую на плечи и придающую ему гордый, царский вид, усы из щетин, расположенных в 6 и 8 рядов, грудь широкую, переднюю часть тела толще задней, живот втянутый, морду тупую, лапы огромные и сильные, хвост длинный, оканчивающийся пучком волос с закрытым ими роговым ногтем. – Львов разные виды, но в своих качествах и образе жизни они сходны между собою. Лев ведет жизнь одинокую, и только до возраста детей держится около самки. Каждая пара выбирает себе особое местоположение, вырывая в земле неглубокое логовище; вместе ходят они на охоту; в прочее же время лев живет в своей собственной области, не входя в столкновение с другими подобными; и нет ни одной области, где бы львы попадались часто; он соединяется с другими только для набегов. Любимое местопребывание его – широкие лесистые долины около рек (сн. Суд.14:5). Впрочем, живет и на горах (Песн. Песн.4:8). Жизнь льва преимущественно ночная; днем редко оставляет он свое логовище, или оставляет только насильно, когда, наприм., начинают отыскивать его место и выгонять собаками из логовища. Лишь с наступлением ночи он показывается и потрясающим ревом своим дает знать, что он не спит и вышел на ловлю (Пс.103:20–22). Рев или рыкание его может считаться характеристической его особенностью. Он единственен в своем реве, и с ним не могут идти в сравнение никакие голоса всех прочих животных; он выходит точно из самой глубины груди, точно хочет разорвать ее (сн. Откр.10:3). Лев ленив и не любит долго преследовать добычу; в случае неудачи он оставляет ее, и старается по возможности удобнее приобретать добычу. Близко к деревне он не подходит до позднейшей поры; когда же дневной шум умолкнет и всюду водворится покой, тогда он тихо приближается к жилищам, чтобы унести какое-нибудь животное; рев его производит полное смятение и оцепенение между животными; они почти безумеют от ужаса, услышав голос его. Могучим прыжком перескакивает он высокие заборы дворов, иногда вторгается в самую средину лагерей, и выбирает себе жертву. Одним ударом страшной лапы повергает он двухгодовалого быка, и шейные позвонки беззащитного животного раздавливаются в его ужасной пасти. С глухим рычанием лежит он на своей жертве; глаза его ярко блещут торжеством победы и свирепым наслаждением; хвостом бичует он воздух, по временам на минуту выпускает издыхающее животное, и потом снова схватывает его своими дробящими челюстями; наконец жертва перестает шевелиться, и тогда лев удаляется с нею; он снова перескакивает забор, неся в своей пасти жертву свою, и без труда уносит такую тяжесть в свое логовище, иногда на большое расстояние; в случае преследования бежит рысью в свое логовище и спасается от преследователей. При нападении на диких животных лев действует иначе, зная, что они чуют его издалека и бегают так скоро, что могут от него скрыться. Поэтому он или подстерегает их, или соединяется с другими львами и чрезвычайно осторожно подкрадывается к своей жертве против ветра. Случается, что целое общество львов собирается на охоту и днем. Лев предпочитает крупных животных мелким. Обыкновенно, он ест только животных, им самим убитых; но в случае нужды поедает и падаль. На человека лев нападает весьма редко; человек также страшен для него, как и он для человека; но иногда не щадит и человека. После ловли и насыщения добычей лев спокойно поднимается в свое логовище, преклоняет колена и в спокойном величии возлегает, но возлегает, как лев, т. е. и в это время он страшен и неприступен (сн. Быт.49:9. Чис.24:9). – Во все времена отдавали должную справедливость и удивлялись величественной осанке льва, его страшной силе, его смелому и спокойному мужеству, также его великодушию и благородству. Лев не тщеславен, но он слишком горд и слишком серьезен; его характер царственный. Несмотря на свои грабежи, он все-таки благородное и величественное животное. Он действует не коварством и хитростью, а открытой силой. Он хорошо помнит оказанные ему услуги; он понятлив, так что мог бы многому научиться, и действительно многому приучается и делается совершенно ручным, когда бывает пойман в ранних летах. Он даже и в неволе держит себя благороднее, чем другие хищные животные. Когда другие беснуются из-за кусочков мяса, которые на вилке подносят к клеткам их, он только смотрит на мясо, геройски ожидая, пока подадут ему; он считает недостойным себя столько хлопотать из-за еды. Лев живет с львицей до известной только степени, чего мы не встречаем у прочих хищных млекопитающих; это также высоко ставит его пред другими животными. Когда львица кормит детенышей, лев долго не покидает ее. Он ходит с ней за пищей и защищает ее и ее детенышей. Львица чаще всего имеет двух или трех детенышей, иногда и до шести, и нежно любит их. Маленькие зверьки играют друг с другом, как котята, и мать смотрит на их игры с величайшим удовольствием. Развитие львов происходит довольно медленно; грива у льва начинает пробиваться около 3־го года; полного развитие достигают на 6-м и 7־м году. Сообразно столь продолжительному развитию, лев достигает и значительной старости. Средним числом он достигает 35-ти-летнего возраста; но иногда они доживают до 70-ти лет даже в неволе, в плену, когда обыкновенно стареют и утрачивают свою красоту ранее. Как на слабую сторону льва, указывают на его леность и трусливость. Действительно, он любит покоиться в своем логовище, и поднятый вдруг во время сна теряет присутствие духа и бежит пред человеком, и если при этом не будет ранен, не сделает никому никакого вреда, но если видит опасность, он проявляет непреоборимое мужество; те, которые близко подходят к нему, убеждаются в его силе от одного удара его лапы. Правда, иногда и в опасности он отступает и обращается в бегство, но это только в исключительных случаях. Тем не менее льва легче убить, нежели некоторых других хищных зверей. Он умирает, если пуля ловко попадает ему в лоб, или в грудь, или в живот. Пойманные в молодом возрасте львы скоро делаются ручными, кроткими, доверчивыми и ласковыми, как домашняя собака; но и в это время они небезопасны. – Немного есть животных, о которых так много рассказывалось бы, как о львах; но много басен и сказок, не заслуживающих вероятия. Так напр. говорили, что он, по великодушию, не трогает маленьких животных, щадит женщин, что будто кости его так тверды, что дают огонь, что будто лев боится пения петуха, и предохранительных некоторых средств, которые по суеверию носили иные с собою, и т. п. Греки и римляне любили смотреть на борьбу людей со львами в цирках. При императорах львиные бои происходили в цирках в огромных размерах. Многие держали львов как домашних животных. Антоний являлся в Рим на колеснице, везомой двумя львами. Охота за львами принадлежит к числу заманчивых, хотя и опасных занятий, и иные прославились на этом поприще своим искусством. Львы как символ мужества многими народами и государствами приняты в свои гербы. Лев изображается в государственном гербе Персии, Бельгии, Нидерландов, Испании, Венеции. Есть несколько и орденов льва. – См. Жизнь животн. Брэма, изд. Шедлера, T. 1. 1875 г. Сн. Наст. Слов. Толля и Энцикл. Слов. Берез.

В Св. Писании упоминается о львах весьма нередко, даже чаще, нежели о других животных. Львы встречались в Палестине, подобно как в Африке и Азии, в лесах, пещерах, поросших кустарником берегах Иордана и на высоких горах (Песн. Песн.4:8). Евреи и арабы давали им разные имена – по их полу и возрасту и по их характеристическим качествам и действиям, которых нелегко, впрочем, определить точное значение. Название эти указаны нами в самом начале. Вот некоторое их объяснение. Имя Ари и Арье (אֲרִי и אַרְיֵה) от אָרָה гореть, пылать, означает горячий, ярый, лютый (Чис.24:9. Суд.14:5. 1Цар.17:34, 37. 2Цар.1:23. Пс.22:17. Притч.22:13). Гур (גּוּר) означает преимущественно молодого льва, который еще сосет грудь или живет с матерью (Быт.49:9. Втор.33:22. Иез.19:3); впрочем, происхождение этого слова в точности неизвестно. Кефир (כְּפִיר) есть имя молодого льва, и именно такого, который ходит уже на грабеж (Наум.2:11–13. Пс.33:11. Суд.14:5). Леби, Лаби, Лебие (לְבִיָּא ,לָבִיא ,לְבִי) согласно переводятся всеми: лев, львица (Пс.56:5. Быт.49:9. Чис.24:9. Втор.33:20. Ис.30:6. Иез.19:2). Лаиш (לַיִשׁ – по Ges. от арабского לִישׁ быть крепким) означает крепкое, сильное животное (Иов.4:11. Притч.30:30. Ис.30:6). Отен (עֹתֶן – от неупотребительного עָתַן) значит сильный, лютый, хищный, жестокий (Фюр. 2. р. 197). Цоба (צֹבַע – от неупотребительного צָבַע хватать, похищать) означает хищника, истребителя стад; употребляется в арабском языке. Шахал (שַׁחַל) – кричащее, оглушающее криком, рыкающее животное (Иов.4:10, 10:16, 28:8. Пс.90:13 Притч.26:13. Ос.5,14, 13:7). Шахац (שַׁחַץ) – выское, гордое, крепкое, дикое, возвышающееся (Иов.28:8, 41:26). Из этих названий чаще встречаются: Ари или Арие, Лаби и Шахал. С львами имели счастливую борьбу Самсон (Суд.14:5, 6) и Давид (1Цар.17:34–37). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля (3Цар.13:24–26. сн. ст. 9). Пророк Даниил чудесным образом спасен был от львов, к которым в ров был брошен (Дан.6 гл.). Львов посылал Бог на переселенцев языческих в Самарии – в наказание за то, что они не чтили Бога Израилева, и львы умерщвляли их (4Цар.17:24–27). Львы в Св. Писании представляются символами людей, отличающихся особенной силой, властью и могуществом (Дан.7:4. сн. Дан.7:17). Молодому льву в пророчестве патриарха Иакова уподобляется Иуда, которому должна была принадлежать царская власть и который действительно достоин был этого великого преимущества (Быт.49:9. сн. Keil и Del. на сие место). Льву уподобляется народ Божий в пророчестве Валаама (Чис.23:24, 24:9). Льву уподобляются Гад и Дан в благословении Моисея (Втор.33:20, 22). Силе льва уподобляет Давид мужество Саула и Ионафана (2Цар.1:23). Льву уподобляется праведник в своей непорочности и небоязненности пред Богом (Притч.28:1). Льву, жаждущему добычи, и скимну, сидящему в скрытных местах, уподобляет Давид нечестивых врагов своих, ищущих его погибели (Пс.16:12, 21:14 и др.), и терзанию льва уподобляет он страдание души своей от них (Пс.7:2–3). Молодым львам уподобляются у пророка вавилоняне, обратившие в пустыню землю Иудейскую (Иер.2:15). Молодому льву уподобляется фараон, царь Египетский, в его действиях между народами (Иез.32:2). Молодым львам уподобляет пророк нечестивых царей израильских, Иоахаза и Иоакима (Иез.19:2–3, 57). Логовищем львов и пастбищем для львенков называет пророк Ниневию и Ниневитян за их неправедные хищения, коими, как львы для львиц и львенков, наполняли они дома свои (Наум.2:11–13). Рыкающему льву уподобляется нечестивый властитель над бедным народом (Притч.28:15), и князья нечестивого города, не приемлющие наставлений Господа (Соф.3:3). Рыкающему льву, ищущему поглотить кого, уподобляется диавол, ищущий погибели человеческой (1Петр.5:8). Льву уподобляется одно из 4-х животных в видении пророка Иезекииля (Иез.1:10) и в откровении Иоанна (Откр.4:7). Львом от колена Иудина называется в откровении Иоанна сам Господь, который один мог раскрыть таинственную книгу судеб человеческих и снять печати с нее (Откр.5 гл.). Льву и Скимну уподобляет Себя сам Бог, угрожая страшным судом Своим дому Ефремову и дому Иудину за их удаление от Него (Ос.5:14, 13:7). Рыканию льва уподобляется слово Божие, которое не без причины возвещаемо было всегда пророками и должно производить потрясающее действие в сердцах слышащих его (Ам.3:4, 8). Zell. 2. p. 56.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle