Источник

Капернаум

Капернаум (Καπερναούμ; Capharnaum; Капернау́мъ; Capernaum): Мф.4:13, 8:5, 11:23, 17:24. Мк.1:21, 2:1, 9:33. Лк.4:31, 7:1, 10:15. Ин.2:12, 4:46, 6:17, 24. 59. – Небольшой город на северо-западном берегу Геннисаретского озера или Тивериадского моря (Ин.6:17, 24), принадлежащий к Галилее (Лк.4:31), на границе между коленами Неффалимовым и Завулоновым (Мф.4:13, 15), где была синагога, в которой Господь часто учил (Мк.1:21. Ин.6:59). О городе этом не упоминается в Ветхом Завете; и потому полагают, что он основан в последнем веке пред Р. Хр. Название «Капернаум» объясняют различно. Оно состоит из капар или кенар и нахум. Капар или кепар с еврейского значит село, огороженное место, мыза, поле, деревня. «Нахум» иные принимают за имя собственное, другие за нарицательное. В первом случае Капернаум будет значить селение или деревня Наума; и в 16-м веке здесь указывали еще гробницу пророка Наума. В последнем – от ־נָהַם תַּנְחוּם ,נֹחַם ,נַחַם – будет значить село утешения, отрады, успокоения. И последнее это значение весьма идет к Капернауму по его местоположению и тогдашнему благосостоянию. Он лежал на мысе морском, недалеко от впадения Иордана в море; пред ним море или озеро Геннисаретское; а на юго-запад от него, вдоль по берегу морскому – красивейшая и богатая растительностию долина Геннисар, которую так живописно изображает Флавий. «Долина эта, замечательная по своему естественному положению и красоте, так плодоносна, – пишет он, – что нельзя указать такого растения, которое на ней не могло бы произрастать, и жители насадили их множество всякого рода. Здесь разводятся в большом изобилии и орехи, которые растут собственно в холодных странах, и пальмы, смоквы и оливы, любящие теплые страны. Можно сказать, что здесь природа, по некоторому любочестию, делает над собой насилие, чтобы соединить воедино то, что в других местах непримиримо. В течение 9-ти месяцев здесь не переводятся смоквы, а другие плоды здесь зреют круглый год до новых. Долина обильно орошается источником Капернаум» (О Войн. Иуд. III. 10, 8. Олесн. Св. Земля, Т. 2.р. 454). Кроме того город находился в средоточии пути от Дамаска в Иерусалим, и отсюда в Газу и Египет, а с другой стороны – чрез Галилею – к приморским городам – Тиру, Сидону и другим, и по этому положению своему он не только имел удобное сообщение со всеми многолюдными окрестными городами Галилейского моря, но и был посещаем по торговым делам жителями всех городов иудейских, и так. обр. и сам мог производить значительную торговлю, и своим благосостоянием превосходить другие окружающие его города. Здесь Господь пребывал некоторое время со Своею Матерью еще до первой Пасхи, и отсюда на Пасху путешествовал в Иерусалим (Ин.2:12–13). После первой Пасхи Капернаум избрал Господь постоянным Своим местопребыванием (Мф.4:13), и здесь провел большую часть времени общественного Своего служения, и потому Капернаум называется Его городом (Мф.9:1). Здесь призваны к апостольству: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн (Мф.4:18–22. Лк.5:1–11). Пребывая здесь, Господь постоянно проповедовал Евангелие в синагоге города, и в частных домах, и в окрестностях (Мф.4:13, 23. Лк.4:31–37), и множество творил чудес. Здесь исцелил Он слугу сотника (Мф.8:6 и дал. Лк.7:1 и дал.), тещу Симона Петра (Мф.8:14. Лк.4:38–39), сына царедворца (Ин.4:46), расслабленного (Мф.9:1 и дал.); здесь изгнал злого духа из бесноватого (Лк.4:33 и дал.); здесь призвал к последованию за Собою Матфея мытаря (Мф.9:9); здесь, по случаю исцеление бесноватого, слепого и немого, состязался с фарисеями (Мф.12:22 и дал.); здесь при озере, когда множество собралось к Нему народа, вошед в лодку, учил народ притчами (Мф.13:1 и дал.); здесь предложена Им была народу великая беседа о Себе, как о хлебе жизни (Ин.6:22–71). Но жители Капернаума не были внимательны к Его делам и учению. При цветущем благосостоянии города, довольстве и изобилии во внешнем, они не заботились об исправлении своей жизни и возвышении внутреннего своего благосостояния; роскошь и разные другие пороки испортили их нравы, и великие силы и знамения, сотворенные здесь Господом, не производили в них благотворного действия, и потому Господь возвестил им печальную участь(Мф.11:23–24), которая в свое время и постигла их. В войнах с римлянами Капернаум вместе с другими городами был совершенно разорен, и ныне остаются здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины города, к которым, по причине дикости пустынного этого места, покрытого густым и высоким репейником, и пробраться трудно; по свидетельству путешественников, ни одна тропа не пролегает туда; ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящерицы или змеи, гнездящейся в бурьяне, покрывшем развалины. Ныне развалины древнего этого города известны под именем Тель-Гум. Впрочем, в этом не все согласны между собою; иные отождествляют Капернаум с местностию «Хан-Миние». Это развалины какого-то небольшого селения в долине Геннисарской при источнике, называемом Аин-ет Тин, что значит источник фиговых дерев, хотя в настоящее время, кроме олеандров, да разных видов репейника, в этой местности нет никакой растительности. Но: а., эти развалины не представляют ничего, что могло бы свидетельствовать о древнем Капернауме. Евангелие, Талмуд и отцы Церкви единогласно называют Капернаум цветущим и великим городом, вознесшимся до неба своим величием и красотой (Мф.11:23), где были и синагоги, и складочные здания для товаров, и таможни, и казармы, и христианские базилики; но в Хан-Миние никаких следов таких·сооружений нет; тогда как Тель-Гум представляет развалины большого древнего города. – б., Самое название «Хан-Миние», принимать ли его (от מָנָה,מְנָה халд. מְנָא = вес, исчисление) в смысле места оценочных сборов, вроде сбора пошлин и податей, или производить от минеев (еретиков – из иудействующих христиан, сн. Buxtorf. Lex. 1849 an. p. 548), живших в Капернауме до Константина Великого, не представляет достаточного основания на то, чтобы им могло быть заменено имя Капернаума, который не только в Св. Писании, но и у отцов Церкви, и в Талмуде постоянно удерживает свое древнее название; между тем как имя «Тель-Гум» (Холм-Гум), очевидно, есть арабское изменение и частью сокращение имени Капернаум. – в., И по географическому положению Хан-Миние не соответствует библейскому Капернауму, который, очевидно, лежал близ северной оконечности озера (сн. Мк.6:30–45. Ин.6:1–25), тогда как Хан-Миние – лежал на западной стороне. Выражение Писания, «нашли Его на той стороне моря – в Капернауме» (Ин.6:25) совсем не идет к Хан-Миние, которое находится на этой стороне моря, т. е. близ Вифсаиды. – г., Наконец, все показание древних путешественников указывают положение Капернаума на северной оконечности озера, где ныне Тель-Гум, как называется оно у арабов, или Кефар-Тангум или Кефар-Нагум, как читается в Мидраше, а не Хан-Миние. Только Кварезмий, писатель ХVII века, говорит, что ныне это место, т. е .Капернаума, называется по арабски: Мених (Meniyeh); и затем Робинсон на этом основании здесь полагает место Капернаума, находя здесь и источник Капернаум, принимая за него протекающий здесь в соседстве с Хан-Миние источник Аин-ет-Тин. Между тем, как выше уже замечено, здесь нет никаких следов древнего великого города, тогда как в Тель-Гум, среди множества развалин, есть замечательные памятники древности; здесь находят остатки громадного некоего памятника, принадлежавшие, полагают, древнееврейской синагоге, также две древние гробницы, из коих одну, в виде склепа, принимали в XVI веке за гробницу пророка Наума, и множество древних толстых колонн с прекрасными коринфскими капителями, архитравами, фризами, богато украшенными резьбою, и частью с их базисами, которые стоят еще на своих местах. «Великолепие и богатство резьбы упомянутого памятника синагоги, – пишет Г. Олесницкий, – грандиозность постройки, замечательная даже при общей сухости стиля, и сравнительно огромная вместимость свидетельствуют, что синагога Тель-Гум принадлежала времени процветания иудейства и есть одна из тех синагог, в которых учил И. Христос, проходя города и веси. Галилейские». Олесн. Св. Зем. Т. 2. 1873 г. стр. 455–465. Пут. Hop. 1854 г. T. IV. стр. 232–244. Сн. Herz. VII. p. 369. Zeli. 1. p. 779–780.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887. / Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - [2], 674 с.

Комментарии для сайта Cackle