Почему понятие «пол» заменили на «гендер»?

Источник

Содержание

Причины, о которых заявляют: «Мы восстановили историческую справедливость, и социокультурную тоже» Причина, о которой молчат: возникла мощная индустрия, её интересы лоббируются Общие тенденции Вернемся к нашему исходному вопросу Ключ к теме  

 

Не будем создавать интригу с ответом на злободневный вопрос. Сразу скажем: в основе этой замены понятий лежат антропологические причины. Но до них надо доискаться. Прежде поговорим о тех причинах появления темы «гендера», которые сейчас на виду.

50 лет назад психиатры признавали, что женщина, считающая себя мужчиной, нуждается в медицинской помощи. Ситуация изменилась. В наши дни «Российский психиатрический журнал» по каким-то причинам размещает статью о том, что науке недостаточно иметь понятие о двух полах. «Настоящее исследование подтверждает то, что античным и «примитивным» цивилизациям было понятно на протяжении тысячелетий: гендерное разнообразие является естественным феноменом, который необходимо принимать и ценить за ту уникальность и богатство, которыми он наделяет человечество», – авторы статьи, Д. Б. Ватсон и Х. Сайдль, убеждают нас, что понятия о двух полах мало. Они заявляют о «гендерном разнообразии» со времен античности.

На самом деле «гендерное разнообразие» рождается и растет на наших глазах. Не в Древней Греции, а сегодня базовые гендерные термины становятся предметом ожесточенных споров. Проблема эта свежая, что видно по недавним изменениям в знаменитой аббревиатуре: «гендерное разнообразие» обозначалось сначала как ЛГБТ, потом как ЛГБТК+, теперь как LGBT2SQQIA. Аббревиатура расширяется, потому что растет «гендерное разнообразие».

Еще в 1993 г. проблема «гендера» не чувствовалась так остро и не захватывала себе такое большое жизненное пространство. В то время протопресвитер Фома Хопко мог высказаться, например, так: «Все взаимоотношения людей имеют «гендерное» измерение… Мы всегда будем воплощенными духами, – либо мужчинами, либо женщинами. И наше существование в качестве женщин и мужчин существенно для наших отношений между собой, для наших отношений к Богу… для отношений к природе»1. По этой цитате американского священника ясно, что 30 лет назад слова «гендер» и «пол» отличались не так сильно, как сейчас.

Причины, о которых заявляют: «Мы восстановили историческую справедливость, и социокультурную тоже»

Психиатрический журнал назвал историко-культурные основания для «гендерного разнообразия» – в глубокоуважаемой Древней Греции помимо «мужчин» и «женщин» были альтернативные «гендеры», они обогащали жизнь греков2. Упоминая о взглядах древних греков, авторы умолчали о том, что в античности было учение о четырех добродетелях: мужестве (ἀνδρεία), разумении (φρόνησις), целомудрии (σωφροσύνη), справедливости (δικαιοσύνη). Вот ключевые античные добродетели – мужество и целомудрие. Нормой жизни для человека является целомудрие – греческое слово составлено из слов «здравый/неповреждённый» и «мышление». Целомудрие можно перевести как здравомыслие. Целомудренный человек обладает здравым смыслом и испытывает брезгливость по отношению к порокам, в том числе полового характера. Современные либерализованные антропоцентристы во главу собственной идеологии ставят не добродетели, а себялюбие. Они считают пороки неотъемлемой частью человеческой природы. Высокие человеческие качества, такие как ответственность, самоотверженность и чистоту души, они отметают.

Ватсон и Сайдль хотят видеть «гендерное разнообразие» не только в Греции, они обнаруживают гендеры в «примитивных» цивилизациях» тоже, – создают впечатление, что это естественно. Однако у некоторых «примитивных цивилизаций» и каннибализм в культуре был. Из этого не следует, что каннибализм можно назвать естественным для людей. Если мы хотим беспристрастного научного исследования, необходимо делать корректные выводы и осторожнее подбирать аналогии.

Похвалив языческую античность за «гендерное разнообразие», Ватсон и Сайдль обвиняют христианство: «Влияние иудео-христианских законов, нашедших выражение в Ветхом и Новом Заветах в виде запрета на кроссгендерные проявления, привело к тому, что трансгендерные индивиды получили в Западном обществе ярлык девиантных и греховных»3. Значит, еще одна причина – «гендер» ввели по причинам, связанным с религией. Ватсон и Сайдль пишут с позиций «постхристианской эпохи», предлагают пересматривать библейские законы и очевидный факт о двух полах.

По поводу «постхристианских» ожиданий заметим, что многие поколения могильщиков христианства умерли, так и не дождавшись конца ненавистной им религии. Все они призывали отбросить христианские представления и по-новому понимать человека и вселенную. Время показало, что христианство и теперь является самой многочисленной мировой религией, это социологический факт. Добавим к нему библейское пророчество: Христос обещает Церкви, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:19). Христианство живо, с этим нужно считаться.

Причина, о которой молчат: возникла мощная индустрия, её интересы лоббируются

Назовем еще одну причину появления и развития «гендерной» темы, о ней Ватсон и Сайдль не написали. В 1960-е гг. произошла сексуальная революция, именно она породила гендерную проблематику. Это случилось не сразу. Сексуальная революция вовлекла в свое движение массы людей, революционные идеи проникли в научные сообщества, революция создала весьма влиятельную секс-индустрию.

Для начала тема телесного общения мужа и жены была вырвана из контекста семейной жизни. Понятие «секс» стало трактоваться как одна из базовых потребностей мужчин и женщин. Необходимо удовлетворять потребность, иначе будут проблемы со здоровьем и качеством жизни. Если муж или жена не удовлетворены сексуальной жизнью в семье, то секс-индустрия через «научные исследования», «просветительские программы» выписывала им «право на альтернативные варианты полового партнера». Индустрия предлагала клиентам способы удовлетворения реальных и навязанных потребностей – оказывала соответствующие услуги.

Так формировалось сексоцентристское представление о человеке. С поразительной целеустремленностью секс-индустрия вывела понятие «секс» за пределы отношений мужчины и женщины. Так было полностью оправдано мужеложство, рукоблудие, элементы гомосексуальных практик в супружеских отношениях (они «вносят разнообразие в скучную супружескую жизнь»). То, что считалось постыдным, стало предметом гордости.

Наконец секс-индустрия шагнула куда-то за горизонт, стала внушать, что не все мужчины – это мужчины, не все женщины – это женщины. Это еще раз радикально изменило понятие о сексе, потому что устоявшееся, самоочевидное понятие о полах подвергли деструкции, уничтожающей критике. Нам стали объяснять, что не все люди вписываются в понятие о двух полах, поэтому ввели более точное понятие – «гендер». В отличие от биомедицинского понятия «пола», понятие «гендер» вбирает в себя социальные (и психологические) характеристики человека. Гендер учитывает не только половую принадлежность при рождении, но – кем считает себя человек, какие влечения испытывает, какие сексуальные практики предпочитает. И если его самоидентификация и поведение не совпадают с его половой принадлежностью, то человек считается трансгендером. А если совпадает, то – цисгендером.

Если социальные роли человека не совпадают с его половой принадлежностью, то опять-таки требуется термин «трансгендерность». Причем в каких-то случаях трансгендерность может предполагать «операцию по перемене пола». Снова заметим, что индустрия и такую услугу предоставляет и стремится её распространить на широкие социальные слои. Однако по факту не всякая трансгендерность приводит к хирургической операции4.

* *

Давайте разберемся с фактами и выводами, которые из фактов делают. Медицинский факт: есть люди с анатомическими особенностями, которые не вполне вписываются в понятие о двух полах, таких людей в популяции немного. О таком факте говорят «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», приведем цитату: «От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола»5. Здесь говорится о тех редких случаях, когда встречаются патологии развития половых признаков. И медицинская помощь в таких случаях может оказываться. Но делать из этого вывод в пользу «операций по перемене пола» не следует.

Именно секс-индустрия навязывает широкой аудитории услуги «гормональной терапии» и «операции по перемене пола». Подобная операция может сделать женщину в чем-то похожей на мужчину, мужеподобной, но не сделает её в точном смысле слова мужчиной. Цель операции – имитировать изменение пола для того, чтобы человек мог реализовать «гендерное разнообразие». Что такое гормональная терапия в контексте «гендерного многообразия»? Медицинское понятие терапии подразумевает лечение болезни. Но если женщина считает себя мужчиной, то как её лечить – от женственности? Нет болезни под названием «женщина»! В чем же болезнь?..

Международная классификация болезней Девятого пересмотра в разделе «Психиатрия» под номером 302.0 размещала гомосексуализм. Теперь в МКБ-10 термина «гомосексуализм» нет. Можно не сомневаться, за отказом признать гомосексуальные отношения психическими расстройствами, непременно последует исключение из перечня заболеваний педофилии и иных парафилий. В то же время исторический опыт борьбы с половыми девиациями говорит нам о том, что расстройства подобного рода эффективно лечатся. И принципиальный отказ от помощи пациентам с заболеваниями данного спектра является преступлением.

В классическом случае, когда человек считает себя Наполеоном, врач обязан оказать ему помощь. Если же психиатр станет всячески поддерживать убеждение пациента в том, что он является императором, он нанесёт дополнительный ущерб здоровью человека. А если женщина считает себя мужчиной, как быть?.. Есть множество заболеваний, они разные. Одним из признаков шизофрении является повышенный, нездоровый интерес больного к половой сфере. Человек теряет самоконтроль, ведет себя неадекватно в обществе, утрачивает чувство стыда. Его влечения в половой сфере растормаживаются, и он порой удовлетворяет их любым, даже противоестественным образом. Он уже не в состоянии соблюдать общепринятые нравственные нормы. А теперь вспомним «парады гордости» – в разных странах граждане протестуют против проведения в столицах таких публичных мероприятий, потому что на параде «транссексуалы» неадекватно и бесстыдно ведут себя, со сладострастием попирают нравственные устои.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сделано важное для нашей темы различение – не надо путать транссексуальность и патологии полового развития. Что такое транссексуальность? Приведем пример: человек, родившийся женщиной, считает себя мужчиной, при этом вопрос о патологии развития половых признаков или не ставится вовсе, или не существенен. В этом случае перед нами транссексуальность, и она является частным случаем трансгендерности.

50 лет назад психиатры сказали бы, что транссексуальность – это предмет их медицинской помощи, но сексуальная революция в лице своих адептов «не советует» такое говорить. Медицинскую помощь вытесняют медицинские услуги, а сфера услуг имеет свои законы. Вот почему после деклараций о нормальности бисексуализма, транссексуализма, начался разговор о трансгендерности, во многом путанный. В этих терминологических хитросплетениях, в борьбе за права и привилегии сексуальных меньшинств на сегодняшний день угадывается общая картина. Вглядимся в неё.

Общие тенденции

Их замечаешь не только в России, где громко звучат голоса за традиционные семейные ценности и против пропаганды извращений. В Англии газета «Дейли мейл» опубликовала тревожное, но весьма взвешенное письмо школьницы о навязывании «гендерного разнообразия»6. В комментариях к письму английские читатели из разных уголков страны подтвердили, что проблема такая есть. Эта публикация 2023 г. была анонимной, потому что девушка побоялась поставить подпись. 14-летняя школьница обозначила проблему: «Из двухсот учащихся моего курса по крайней мере 20 говорят, что они трансгендеры: почти все девочки утверждают, что они мальчики или небинарные… Дети моего возраста не говорят, что они лесбиянки или геи, потому что такие слова считаются оскорблением… Камингаут в качестве лесбиянки или гея уже не имеет такого же эффекта»7.

30 лет назад была эпоха шумных камингаутов: «I’m a gay, it’s ok». Жизнь на месте не стоит. Слово «гомосексуалист» стало неполиткорректным. Потом слово «гей» стало непрестижным, на повестке дня обсуждается слово «трансгендер». Секс-индустрия последовательно реализует свою политику по поводу этих понятий, свой интерес. Английская школьница рассказала о том, что с ними учится мальчик, который дружит с девочкой, ради этого он делает вид, что является трансгендером. Для чего? Чтобы в его отношения с девочкой не вмешивались сотрудники школы, которые бдительно следят за «гендерным разнообразием». При этом в школе «учащиеся, которые говорят, что они трансгендеры, постоянно говорят о том, что они «жертвы», а любой, кто не является трансгендером, является преступником»8.

Из письма английской школьницы мы видим, как пропаганда гомосексуализма на наших глазах преобразуется в пропаганду трансгендерности. В чем же суть ультрасовременного феномена трансгендерности? Нам объясняют: у человека при рождении определен пол (англ. sex), а вот его сексуальная идентичность или поведение зачастую не совпадает с полом. Эти несовпадения и порождают разные виды трансгендерности. Какими они бывают? Разными. Например:

· мужчина считает себя женщиной (отсюда возникает перспектива «операции по перемене пола»);

· мужчина не считает себя ни мужчиной, ни женщиной (небинарная персона);

· мужчина сначала считал себя женщиной, сделал «операцию по перемене пола», потом «она» снова «стала» считать себя мужчиной, но это не окончательно, что будет через пару лет, «они» и сами не «знают» (такого человека называют «they», чтобы не оскорбить);

· мужчина-асексуал (это гендер, для которого характерно отсутствие интереса к сексуальной жизни)...

Разнообразных «гендеров» насчитывают с полсотни. Идет соревнование, кто больше насчитает. Вообще, падший человек склонен увлекаться деструктивными идеями. Столкнувшись с описанием какого-либо греха, он может им заинтересоваться и будет им порабощён (см. Ин. 8:34). Именно поэтому разглагольствования о грехах, попытки смаковать подробности порочной жизни, умножать варианты распутных действий нужно бы исключать из публичного пространства. Даже если их выносят в общее обсуждение с благими намерениями. Известно немало случаев, когда люди, стремясь оказать помощь страждущим греховными влечениями, и сами заражались пороками.

Приведем пример из нашей жизни. В молодежной среде за последние годы широко распространилось сквернословие. При этом никто из девушек и юношей специально ему не обучался. Нецензурная коммуникация прививается «самопроизвольно». Но чтобы избавиться от употребления непристойных выражений, школьникам нужно приложить немалые усилия. И не у каждого получится уйти от похабных сорных слов. Именно поэтому общее обсуждение грязных грехов в среде подростков нужно признать опасным. Сознание детей и подростков отличается от сознания взрослых, оно не до конца сформировано. Не дает им полноценно оценить последствия их действий и решений. При этом скажем прямо, разговоры о «гендерном разнообразии» обращены в первую очередь к детям и юношеству – в расчете на то, что они заинтересуются этой темой и пойдут по пути «гендерного разнообразия».

Вернемся к нашему исходному вопросу

Так почему же понятие «пол» сдали в архив и вместо него предложили «гендер»? Нас призывают к толерантности, шире на вещи смотреть, приводят в пример «гендерное разнообразие» Древней Греции и «примитивных» цивилизаций. Всё это уводит нас в сторону от более важного фактора: день и ночь работает секс-индустрия, по всему миру предлагаются и навязываются новые «техники секса». Если разрабатываемая технология перспективна, то к её запуску привлекают разных специалистов, ученых-теоретиков в том числе. В наши дни науку многие хотят видеть служанкой технологии. И тут не важно, будет это технология космического туризма или новая технология в области «трансгендерных отношений». Главное, чтобы экономические перспективы у проекта были хорошие.

И все-таки, объясняя понятие «гендерного разнообразия», нельзя остановиться на работе секс-индустрии. Думается, есть еще причина этого явления, глубинная. Лежит она в области антропологии, в области стратегий, с помощью которых человек реализуется. В XIX в. доминировала антропологическая стратегия человека разумного, для него половая идентичность людей была чем-то общепонятным, естественным. Этика тогда считалась почтенной наукой, нравственное чувство и традиционные семейные ценности признавались. Не будем идеализировать людей того времени, они грешили, поддавались страстям. Но при этом гомосексуализм воспринимался как отклонение от нормы, нечто противоестественное, болезненное. О «гендерах» тогда речь не шла.

Шаг на пути к «гендерам» был сделан в начале XX в., когда стратегию человека разумного потеснила стратегия человека подсознательного. В работах З. Фрейда особое место занимало либидо, половое влечение. Фрейд выстраивал сложную взаимосвязь, анализировал конфликт между «ид» (пространством бессознательных влечений человека) и «супер-эго» (нравственными нормами общества); в этом конфликте «эго» (сознание человека) должно найти решение, увязать свои влечения с объективными реалиями жизни. К. Юнг настаивал на том, что общество напрасно так осуждает бессознательные устремления, они составляют «Тень» человека, без которой ему невозможно существовать9. Среди бессознательных устремлений человека предполагались и сексуальные «теневые» влечения. К чему приводили эти мысли о человеке и эта стратегия?

В начале XX в. зародилась следующая тема для разговора о проблемах в личной жизни: «Вы настоящий мужчина, по рождению и самосознанию. Женились, у Вас дети, но жизнь с женой не устраивает Вас. Обобщая свой опыт, Вы отзываетесь о женщинах критически. При этом резко порицаете гомосексуализм, Вас так воспитали. Эта резкость выявляет Ваше подсознательное желание гомосексуального опыта. Вы одновременно испытываете влечение и отторжение, отсюда и невротизация». Допустим, что, следуя этой линии подсознательных влечений и «тайных желаний», мужчина заинтересовался другим мужчиной. А что, если тот ответил ему взаимным интересом? Когда такого «латентного гомосексуалиста» удавалось совратить, он погружался в новый опыт с безумной страстью, пламенно рассуждал о трансгрессии – нарушении общепринятых, но необоснованных норм поведения, и верил, что именно через удовлетворение подсознательных влечений достигнет полной самореализации как человек.

Идем дальше. С середины XX в. на первый план вышла антропологическая стратегия человека виртуального. Что характерно для виртуального человека? Особое отношение к актуальной реальности, он старается её улучшить, виртуализируя её, заменяя какие-то сферы настоящей жизни виртуальной реальностью.

Сделаем оговорку, до сих пор ощутимо влияние стратегии человека подсознательного и влияние стратегии человека разумного. Но эти стратегии прошлого обычно подвергаются поправке на виртуализацию. Было бы упрощением представлять себе виртуального человека в качестве персонажа из киберпространства. Нет, виртуальный человек не живет в компьютере и только там, он виртуализирует любые сферы жизни, в том числе и сексуальную. Само формирующееся сейчас понятие «гендер» – это результат виртуализации понятия «секс» (пол, половая жизнь).

Чем отличается виртуальная реальность от актуальной реальности? Попробуем в поисках ответа на этот вопрос привести физическую аналогию. Вслед за С. Хоружим10 обратим внимание на квантовую теорию поля: возьмем в пример виртуальный фотон и реальный фотон. Квантовые числа у обеих частиц совпадают. Но соотношение между энергией частицы и импульсом для реального фотона выполняется, а для виртуального фотона нет, хотя это существенная характеристика частицы. Поскольку виртуальный фотон укладывается в «дельту» принципа неопределенности Гейзенберга, то с таким объектом квантовая теория поля работает. Ненаблюдаемая виртуальная частица, фотон, появляется на короткое время в результате взаимодействия реальных частиц. По аналогии с виртуальным фотоном из области физики можно что-то важное понять о виртуальном человеке и его проектах.

Сравним феномен гомосексуальности в конце XX в. с аналогичным феноменом 1920-х гг., они заметно отличаются. У трансгендера 1990-х гг. мы можем обнаружить гомосексуализм виртуализированный, в нём не хватает каких-то существенных черт. Приведем в качестве примера биографию английского музыканта Фредди Меркьюри. Название группы «Квин» Фредди подобрал с учетом его многозначности, закладывая в него и гомосексуальное сленговое звучание. В молодые годы Ф. Меркьюри женился. Потом ушел от жены, хотя и продолжал её любить, вступал в связи с мужчинами и женщинами. При этом он не хотел называть себя геем или бисексуалистом, но не потому, что боялся камингаута. Он не находил подходящего термина для самоопределения не было точного слова на языке тех лет. Сексуальные роли и отношения у Меркьюри менялись в зависимости от среды общения и от его потребностей. Таким образом, Ф. Меркьюри можно назвать трансгендером. Отдельная задача уточнить, к какому «гендеру» из длинного списка следует Меркьюри отнести. Не будем её решать. Лучше напоследок снова обратимся к вопросу, который поставлен в названии нашей статьи.

Ключ к теме

Итак, идея «гендерного разнообразия» отвечает интересам секс-индустрии. И многие историко-культурные, медицинские исследования на «гендерную» тему обслуживают проекты секс-индустрии. Для потенциальных клиентов секс-индустрия держит наготове весомый довод: «Наука доказала, что гендеров больше, чем два». Об этом мы поговорили. При дальнейшем рассмотрении выяснили, что понятие о «гендерном разнообразии» вызвано переходом от антропологической стратегии человека подсознательного к стратегии человека виртуального. «Гендер» является виртуализацией понятия «пол/sex», поэтому число «гендеров» не ограничено. Возможны любые виртуальные переделки разных типов сексуального поведения.

В определении некоторых «гендеров» особенно чувствуется виртуальный характер, ощутима нехватка существенных характеристик половой идентичности, влечения и поведения. В качестве примеров такой нарочитой виртуализации приведем следующие «гендеры»: демибой, флюидквир. В таком «гендерном разнообразии» процесс виртуализации человека идет особо энергично и устремляется куда-то в сторону пост-человека (post-human being)…

Скажем прямо, мы не считаем оправданной стратегию виртуального человека с его виртуализацией половой жизни. Мы видим в этой стратегии признаки антропологического кризиса наших дней. Видим болезненные поиски утраченной идентичности человека и даже отказ от этих поисков в пользу изобретения новых видов идентичности. Нам представляется, что адекватное понимание человеком своей жизни, своего предназначения сохранено в христианской традиции. Мы высоко ценим традиционную для Православия аскетику, поэтому нам близка стратегия человека исихастского. По вопросу противопоставления и соединения мужского и женского в рамках православной догматики и аскетики высказывался преподобный Максим Исповедник. Этот вопрос он связывал и с особым предназначением человека с логосом, который Творец определил для человека.

У каждого творения Божия есть логос есть предназначение мужчины и предназначение женщины. Большинство мужчин и женщин призваны к реализации своего предназначения в семейной жизни. Меньшая часть людей реализует свое предназначение путем монашества или безбрачной жизни (целибат). Все люди достигают реализации предназначения во Христе (Логосе), через покаянную борьбу со страстями, в том числе со страстью блуда в разных её проявлениях. Борьба со страстями приводит людей к естественному созерцанию (φυσικὴ θεωρία) мира чувственного и мира умопостигаемого11, созерцанию логосов. Именно такие созерцатели могут здраво и бесстрастно рассуждать о противопоставлении и соединении мужского и женского.

Пути у людей разные, цель жизни одна. Приближаясь к этой цели, человек превосходит свою наличную природу, особым образом превосходит свою ограниченную идентичность, заданную изначально принадлежность к той или иной группе людей. Приобщается опыта обо́жения, сохраняя свою уникальную личность, вложенный от Бога логос… Но достаточно об этом, логосы и тропосы бытия, богословско-антропологическое учение преподобного Максима это предмет для отдельного разговора. Но из сказанного ясно, что мысль преподобного Максима не совместима с «постхристианскими» представлениями о «гендерном разнообразии»12.

Итак, относительно «гендерного разнообразия» мы фиксируем следующее: во второй половине XX в. произошла сексуальная революция, понятия о половой жизни стали радикально меняться, благодаря новой антропологической стратегии, понятия стали виртуализироваться. Этот бурный процесс продолжается и сейчас. Можно и дальше умножать количество «гендеров», как умножают сейчас количество тем в «альтернативной истории»13. А ведь еще лет 30 назад на любые предложения порассуждать об «альтернативной истории» прозвучал бы отрезвляющий голос научного сообщества: «История не терпит сослагательного наклонения».

Всё в наши дни стало проще и запутаннее. «Историю» заставляют потерпеть сослагательное наклонение, трансгендер в наши дни может быть урожденной женщиной, которая без «операции по перемене пола» публично заявляет о себе как о мужчине. И находятся влиятельные люди, которые в этом виртуальном камингауте её поддерживают, «научно обосновывают». Даже героизируют её поведение. У этой женщины нет никаких анатомических, физиологических, генетических оснований считать себя мужчиной. Но технологии трансгендерности позволяют такие облегченные виртуализации идентичности наряду с экспериментами по радикальной модификации человеческого тела.

Идет бурный многовекторный виртуальный процесс. Что остается нам? Жить в мире, но не быть от мира сего. Жить с сознанием, что сотворенная Богом реальность имеет свое высокое предназначение. И она интереснее, богаче любых измышлений, мечтаний, виртуализаций. И по возможности делиться этим знанием о Боге и Его замыслах с другими людьми. Нам остается реализовывать свое предназначение, как это было всегда.

* * *

1

Hopko Th. God and Gender: Articulating the Orthodox View // St Vladimir’s Theological Quarterly. 1993. № 37 (2–3). P. 162.

2

Гомосексуализм, а также педофилия в Греции были, никто не спорит. Достаточно прочитать диалоги Платона, чтобы убедиться. Но разве этот факт дает основание считать, что у греков было именно «гендерное разнообразие»? Оснований у нас не больше, чем делать такое умозаключение: «В Древней Греции была атомистическая философия Демокрита. Значит, в античной философии мы находим марксистско-ленинское материалистическое учение».

3

Ватсон Д.Б., Сайдль Х. Цит. соч. С. 34

4

Можно частично согласиться с наблюдением проф. С. Хоружего: «Глубоко в телесную конституцию проникают гендерные эксперименты, целый ряд которых стали уже массовыми, превратившись из экспериментов в социальные практики. Здесь также немалое разнообразие. Активно внедряются новые способы биологической репродукции; наряду с этим наблюдается быстрый рост сексуальных меньшинств, которые оформляются в особые субкультуры, не без успеха претендующие на равноправие с обычным, нормальным гендерным сообществом». (Хоружий С. С. Социум и синергия: колонизация интерфейса. Казань, 2016. С. 83.)

5

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ХII.9. http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 Дата обращения: 21.08.2023.

6

https://www.dailymail.co.uk/femail/article-11729001/What-like-pupil-today-trans-hysteria-grips-schools-One-14-year-old-girl-speaks-out.html Дата обращения: 21.08.2023.

7

Публикация в несколько сокращенном варианте доступна на русском языке: https://pravlife.org/ru/content/kakovo-byt-uchenikom-v-britanskoy-shkole-ohvachennoy-trans-isteriey Дата обращения: 21.08.2023.

8

Там же.

9

Ларше Ж.-К. Духовное бессознательное. Православная концепция бессознательного и ее применение в лечении психических и духовных недугов. М., 2021. С. 96–97.

10

В нашей статье мы используем разработки по синергийной антропологии, для раскрытия выбранной нами темы привлекаем рассуждения об антропологических особенностях, стратегиях и трендах Нового времени, Новейшего времени и Средневековья, о виртуальности и пост-человеке.

11

Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 129.

12

Греческий митрополит Иоанн (Зизиулас) разработал свое «богословие личности», как бы в продолжение философско-богословских исследований Х. Яннараса. Он вдохновлялся философскими трудами персоналистов и экзистенциалистов (Н. Бердяева), заимствовал идеи из экклезиологии протопресвитера Николая Афанасьева. В богословии и антропологии митрополит Иоанн отдавал приоритет понятию личности (ипостаси) в ущерб понятию сущности (естества) и энергии. Ученик митрополита Иоанна, архимандрит Иоанн (Мануссакис), стал разрабатывать ЛГБТ-проблематику в том смысле, что человек может свободно реализовываться как личность в отношениях с другими людьми; и в этих отношениях он не связан своим естеством, в том числе не детерминирован своей половой принадлежностью. Ж.-К. Ларше, опираясь на святоотеческую традицию, критикует такое «нетрадиционное богословие» (Ларше Ж.-К. Лицо и природа. Православная критика персоналистских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа. М., 2021. С. 220–226). Добавим, что подобное «нетрадиционное богословие» результат трудов человека виртуального. Оно не является какой-то частной авторской теорией. Оно отражает ведущую антропологическую стратегию наших дней, виртуализирует понятия ипостаси и сущности.

13

Остановимся подробнее на аналогии «гендерного разнообразия» и «альтернативной истории». Современные авторы смешивают реальную историю с научной фантастикой и ненаучным фантазированием, называют это почтенным словом «история», прибавляя к нему модное слово «альтернативная». Такое понятие об истории виртуализованное. Для «альтернативной истории» не нужно опираться на надежные письменные источники и отслеживать результаты археологических раскопок. Не нужно утомлять себя чтением фундаментальной исследовательской литературы. Просто в режиме полуистории-полувыдумки сочиняешь «Код да Винчи», виртуализируешь исторические события, якобы делаешь исторические открытия. Создаешь остросюжетную книжную продукцию вместо добросовестной исторической книги… Маркетологи одобряют. Научные редакторы отмалчивается, потому что против бестселлера им тяжело возражать. А христианские апологеты опровергают отдельные утверждения «Кода да Винчи», не уделяя внимания более глубокой проблеме необходимо критиковать сам подход виртуального человека к истории, а не только отдельные ошибки, натяжки и мистификации «успешного автора-альтернативщика».


Источник: Сержантов Павел, свящ., Фомин Вячеслав, свящ. Почему понятие «пол» заменили на «гендер»? [Электронный ресурс] // Азбука веры. 25.08.2023.

Комментарии для сайта Cackle